ЧЕХОСЛОВАЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ
ЧЕХОСЛОВАЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Историч. обзор чешской ф и л о с о ф и и. Нач. период чеш. философии связан с подъемом антифеод. сил в гуситской революции. Реформация в Чехии, представляющая первую волну европ. Реформации, в своем апогее (в идеологии гусизма и учении Коменского) породила гуманистич. философию с характерным для нее рационалистич. мышлением. Гуситское мировоззрение было подготовлено богатой культурной традицией, развивавшейся в течение 500-летнего существования чеш. гос-ва и достигшей высшего подъема в 14 в. В 1348 был основан важный культурный центр – Карлов ун-т в Праге, из к-рого вышли первые чеш. мыслители – предшественники гусизма: Томаш Штитни (ок. 1331 – 1401), Матвей из Янова и Милич из Кромержижа. Рационалистич. антисхоластич. мышление было характерно для Гуса, идеолога антифеод. революц. движения, к-рый через гуманистич. интерпретацию "закона божьего" создал систему ранней демократич. идеологии, воспринятой самым влият. течением гуситского движения – т.н. бюргерским гусизмом. К последователям радикального течения гуситской идеологии принадлежит Микулаш из Пельгржимова и вождь революц. Праги Я. Желивский (ум. 1422). Гл. представителем крест.-плебейского гусизма является Гуска, мировоззрение к-рого содержит значит. элементы натурализма и пантеизма. Из требования полного равенства всех людей и отрицания феод. строя исходит социальная философия Петра Хельчицкого, предвосхищающая утопии Мора и Кампанеллы. У истоков реформац. традиций берет свое начало религ. секта чешских братьев, к-рая становится культурно-просветит. центром нац. жизни. Ее гл. идеологами были Лукаш Пражский, Ян Благослав (1523–71) и Коменский. Влияние идей Возрождения ярко выражено у Григория Грубого из ?лени (ум. 1514), переводчика трудов Эразма Роттердамского, и у Викторина Корнеля из Вшегрд (ок. 1450–1520), основоположника чеш. правоведения. Тяга к естеств. наукам, пробудившаяся в эпоху Возрождения, получила выражение в трудах астронома и математика Тадеаша Гаека из Гайка (1525–1600), рационалиста, приверженца гелиоцентрич. взгляда на мироздание, сотрудника Кеплера и Тихо Браге, и в трудах врачей и натурфилософов Яна Есениуса (1566–1621) и Яна Марка (1595–1667). Рационализм и возрожденч. гуманизм этого периода достигают своей кульминации в обществ.-филос. системе Коменского, гл. идеей к-рой было требование исправления и гармонич. согласования обществ. отношений между людьми на основании просвещенного разума, развития образования и воспитания всего человеч. рода в духе всеобщей гармонии. Большую роль в гуманистич. философии Коменского играло понятие природы человека и мысль о сущности человека как об активной, творч. силе. Учение Коменского как бы прокладывает дорогу в эпоху Просвещения. Антиреформаторское течение, появившееся после 1620, совпавшее с длит. культурным и нац. гнетом, стало причиной того, что в эпоху распада феодализма и становления капиталистич. отношений в Чехии на рубеже 18 и 19 вв. филос. мысль вынуждена была начинать свое развитие почти заново. Хотя просветительский рационализм не достиг зрелой формы, он все же сыграл важную роль, будучи основой антиклерикального мировоззрения (напр., в трудах основоположника слав. филологии Добровского). С 1-й пол. 19 в. в чеш. философии получают распространение идеи нем. классич. идеализма, начинается их критич. усвоение. В лице Б. Больцано (1781–1848) чеш. философия получает мыслителя и математика европ. масштаба. Больцано последовательно разграничивает логическое от психологического, считая, что логика имеет дело не с психич. процессами, а с истинами, понимаемыми как идеальные предметы (см. "Wissenschaftslehre, Bd 1–4, Salzbach, 1837; neue Aufl., Bd 1–4, Lpz., 1929–31). Больцано явился одним из основоположников феноменологии, предшественником Ф. Брентано и Гуссерля, а также Кантора (в разработке теории множеств). В своей социальной утопии Больцано предлагает распространение идеи общего блага, как высшего морального принципа ("O nejlep??m st?t?", [s. 1.], 1831). Динамич. принципы в понимании природы, в противовес просветительскому механицизму, развивают в это время крупные чеш. ученые-физиологи И. Прохаска (1749–1820) и Ян Пуркине (1787–1869), открывший клеточное строение живой материи. Обществ.-политич. проблемы и особенно проблемы нац. самосознания разрабатываются в трудах филолога Й. Юнгмана (1773–1847) и поэта Я. Коллара (1793–1852), развивавшего идеи Гердера о славянстве. С критикой романтич. упований, связанных с нац. жизнью и с проповедью "трезвого" реализма, выступал К. Гавличек-Боровский (1821–56), придерживавшийся философии "здравого смысла". Философию чеш. истории создает Палацкий, согласно к-рому история демонстрирует борьбу двух принципов: славянского, олицетворяющего демократию и свободу, и германского, воплощающего власть и авторитет; кульминацию чеш. истории представляет гуситская революция, и возрождение ее идей должно стать смыслом нац. жизни. Радикализация умов, охватившая Европу в связи с революциями 1848–49, сопровождалась в Чехии распространением левогегельянства, к к-рому близко стоял Сметана. Он выступает против гегелевского универсализма и панлогизма, в к-ром индивидуальное поглощается общим. В философии истории Сметана придерживался т. зр. "славянского исхода", согласно к-рой слав. народы призваны осуществить идеал нового, справедливого общества, социализма. Нек-рые идеи левогегельянства лежат также в основе теории утопия, социализма Ф. М. Клацеля (1808–82). В обществ.-политич. сфере революц. настроение выражала группа радикальных демократов: Э. Арнольд (1800–1869), К. Сабина (1813–77), Й. В. Фрич (1829–91) и в определ. период К. Сладковский (1823–80). Наиболее последовательный из них, первый чешский проф. революционер Арнольд выдвинул требование безвозмездной передачи помещичьей земли беззем. крестьянам, создание независимой республики и т.п. После подавления революции 1848–49 и почти до конца 19 в. доминирующее положение в чеш. мысли занимает философия Гербарта, к-рая отвечала бурж. социальным и идейным требованиям как благодаря своему конформизму, враждебности к романтич. настроениям, так и своим стремлением к овладению точными науками. Чеш. гербартизм в лице его гл. представителей И. Дастиха (1835–70), И. Дурдика (1837–1902), Г. Линднера (1828–87), О. Гостинского (1847–1910) дал опред. импульсы к разработке ряда филос. и науч. проблем: оказал влияние на развитие эстетич. мысли в направлении структурализма (Дурдик, Гостинский), содействовал разработке педагогики, социальной психологии и социологии и др. (Линднер). К этому же времени относится деятельность философа и эстетика М. Тырша (1832–84). Исходя из принципов дарвинизма, а также представлений античности и Возрождения о гармоничном человеке, Тырш создал законч. концепцию морально и физически здорового народа, воспитанию к-рого должно содействовать создание массовой гимнастич. орг-ции. Самым влият. философом с конца 19 в. вплоть до 2-й мировой войны был Масарик, идеолог бурж. реформизма и видный политич. деятель. Масарик начал с разработки нек-рых позитивистских положений о науч. обосновании философии, но в дальнейшем сосредоточивает внимание на проблемах человека в условиях всеобщего кризиса ценностей, преодоление к-рого Масарик видит в обновлении моральных ценностей, связанных с европ. христианской, в частности протестантской, традицией, а также в реформах бурж. обществ. системы. Филос. взгляды Масарика оказали влияние на многих чеш. философов. К ним принадлежит видный представитель позитивизма Крейчи, развивавший, в частности, этику и психологию, логик И. Тврды (1877–1942), историк философии Й. Краль (р. 1882), социологи Э. Халупны (1879–1958), Ф. Файфр (1892–1969) и др. В то же время антропологич. взгляды Масарика и его философию истории в антипозитивистском духе развивают Э. Радл (1873–1942), Я. Б. Козак (р. 1888) и Й. Л. Громадка (1889–1970). В период между двумя мировыми войнами в чешской философии получают развитие различные теории структурализма: в области философии и теоретической социологии его принципы разрабатывал Й. Фишер (р. 1894), в области социологич. исследований – И. Блага. Под влиянием феноменологии Гуссерля, самостоятельно продолжая его учение о естеств. мире, находился Паточка. В связи с нормативной теорией права построил свою телеологич. систему К. Энглиш (1880–1961). К иррационалистич. направлениям принадлежат: Ф. Мареш (1857–1941), К. Воровка (1879–1929), В. Гоппе (1882–1931). Особое место в чеш. философии занимает Л. Клима (1878–1928), предшественник экзистенциализма, радикальный, анархистский критик бурж. общества. В области эстетики и теории иск-ва значит. роль играли Ф. К. Шальда (1867–1937), К. Тейге (1900–51) и Я. Мукаржовский (р. 1891), к-рый от структурализма постепенно переходит к марксизму. Марксистские идеи проникают в Чехию с 70-х гг. 19 в. вместе с развитием рабочего движения, но долгое время популяризируются в довольно упрощенном виде. Первым крупным марксистским теоретиком был Б. Шмераль (1880–1941), основатель КПЧ (1921), постепенно перешедший от австромарксизма к ленинизму. О развитии марксистско-ленинской философии можно говорить лишь в связи с деятельностью КПЧ. Выдающуюся роль в распространении и применении марксистско-ленинской идеологии сыграл деятель чехословацкого и международного коммунистического движения К. Готвальд. Видными марксистскими теоретиками предвоен. периода являются также: Я. Кабеш(1896–1964), популяризатор молодого Маркса; Л. Свобода (р. 1903), автор первого труда по истории сов. философии; Конрад, работавший в области методологии, историографии и лит. критики; Я. Шверма (1901–44), теоретик по нац. вопросу; Э. Уркс (1902–42), признанный исследователь филос. наследия В. И. Ленина; Б. Вацлавек (1897–1943), социолог иск-ва. Марксистско-ленинская философия послевоен. периода развивается в борьбе с бурж. и мелкобурж. филос. направлениями. Гл. заслуги в победе марксизма в стране принадлежат Неедлы, Л. Штоллу (р. 1902) и др. На родину из СССР возвращается Кольман (р. 1892), к-рый развивает широкую педагогич. и науч. деятельность. К марксизму приходят принадлежавшие раньше к др. течениям Ригер, Бенеш, М. Новак (р. 1901), Попелова-Отаглова, О. Зих (р. 1908) и др., сыгравшие важную роль в распространении марксизма и известные своими науч. трудами. Чеш. марксистская философия развивается творч. образом, особенно с сер. 50-х гг. Разрабатываются вопросы отечеств. и мировой истории философии, категории диалектики, филос. проблемы практики и понимания человека, семиотика, логика и философия науки; проводятся социологич. исследования, широко развертывается изучение проблем науч.-технич. революции и т.д. В наст. время филос. работа ведется прежде всего средним поколением чеш. марксистов, к-рые работают гл. обр. в Ин-те философии и социологии ЧСАН в Праге, на филос. фак-тах ун-тов в Праге и Брно, в Высшей партийной школе при ЦК КПЧ и др. учреждениях. Гл. печатными органами чеш. философов-марксистов являются "Filosofick? ?asopis" (с 1953), "Sociologick? ?asopis" (с 1965) и "Nov? mysl" (с 1946). Статья подготовлена в Ин-те философии. Прага. Историч. обзор словацкой ф и л о с о ф и и. После продолжит. периода господства схоластики со 2-й пол. 15 в. в Словакию проникают новые идейные течения, характерные для периода Возрождения и Реформации. Философия Ф. Бэкона нашла своего продолжателя в лице представителей т.н. прешовской школы: Я. Байера (1630–74) и И. Цабана (1658–1707) – сторонника корпускулярной теории материи Гассенди. Для обоих мыслителей характерны пристрастие к естеств. наукам, к новой методологии и логике, критика схоластики и стихийное тяготение к материализму. Передовые в то время естеств.-науч. взгляды разделяли также мыслители Трнавского и Кошицкого ун-тов: М. Сентивани (1633–1703), Й. Хорват (1732–1800), А. Яслински (1715–84), Й. Иванчич (1722–84) и др. В области гносеологии они находились частично под влиянием эмпиризма. Дальнейшее развитие словацкой филос. мысли связано с эпохой Просвещения – образованием науч. об-в и деятельностью нар. просветителей: О. Плахи (1755–1810), П. Михалко (ум. 1825), Я. Фейша (1764–1823), С. Тешедика (1742–1820), Й. Фандли (1754–1811) и др. Борясь за просвещение народа, против суеверий и предрассудков, против религ. и нац. нетерпимости, они пропагандируют новые науч. знания, подчеркивают значение разума и самостоятельности мышления. Особое внимание словацкие просветители уделяли этике, логике и гносеологии. В нач. 19 в. в Словакию проникает кантианство (М. Штейгель, 1769–1829; Г. Шулек, 1788–1827; З. Карловски, 1772–1821). Во 2-й пол. 19 в. в обстановке усиления нац.-освободит. движения словаков в Венгрии философия начинает играть роль возбудителя идей и катализатора нац. самосознания – она обращается к проблемам нации и ее историч. развития. Поэт и мыслитель Коллар под влиянием нем. философии истории, особенно взглядов Гердера, развивает идеи слав. единства, гуманизма и свободы, формулируя филос. концепцию словацкого нац. возрождения. Теоретич. завершение этой программы стало делом Л. Штура и его последователей из т.н. штуровской школы: Й. М. Гурбана (1817–88) и др. Штур разрабатывает концепцию Коллара на основе гегельянства, к-рое становится господствующим в словацкой философии в течение почти полувека. Точка зрения историзма и диалектики, развиваемая Штуром в области истории, иск-ва, языка и т.д., означала значит. теоретич. прогресс в словацкой филос. мысли. Штур обосновывает право словацкой нации на всестороннее свободное развитие; исследуя родовую структуру славянства в духе панславизма, он делает вывод об его особой историч. миссии в истории всего человечества. В революц. годы (1848–49) Штур вырастает в политич. вождя словаков, содействует узаконению словацкого лит. языка, основанию первой словацкой политич. газеты. С революц.-демократич. критикой феодализма выступает и поэт Янко Краль (1822–76), взгляды к-рого характеризуются мелкобурж. утопизмом, идеализацией и патриархальных отношений. После поражения революции 1848–49 идеи словацкого нац.-освободит. движения переживают кризис. Словацкое гегельянство превращается в мессианскую историко-филос. теорию, идеи слав. активности выливаются в панславистские мечтания. Идеолог этого направления – С. Г. Ваянский (1847–1916). Возрождение словацкой нац. и социальной жизни, происходившее в конце 19 в., связано с группой т.н. гласистов (группировка вокруг журн. "Hlas" – "Глас", 1898): В. Шробар (1867–1950), П. Благо (1867–1927), А. Штефанек (1877–1964), М. Ходжа (1878–1944) и др., воспитанных гл. обр. на идеях Масарика, особенно его теории конкретизма, активизма и "малых дел", к-рую гласисты противопоставили историзму Штура, романтич. философии истории и пассивной концепции славянства (Ваянского). На рубеже 19 и 20 вв. в связи с развитием рабочего движения в словацкую культуру проникают идеи науч. социализма. Их пропагандисты – ?. Тупи ( 1862–1946), Э. Борек (1880–1924) и др. – выступают в первых социалистич. журналах. Популяризируя взгляды Маркса и Энгельса, борясь против феод.-клерикальных и бурж.-либеральных теорий, они не смогли, однако, достигнуть уровня творч. марксизма, а в политич. практике, отмеченной стихийностью и оппортунизмом, оказались не способны решать насущные вопросы словацкого нац.-освободит. движения. Распад Австро-Венгрии и возникновение ЧСР (1918) радикально изменили условия для развития философии. Основанный в 1919 в Братиславе ун-т им. Я. А. Коменского становится центром академич. философии, ориентированной в позитивистском и критически-реалистич. направлениях. Словацкая филос. мысль благодаря деятельности С. Штура (р. 1901), И. Грушовского (р. 1907), С. Фельбера (1905–1956) и др. быстро осваивает совр. филос. проблематику. Грушовский и Фельбер переходят на позиции марксизма. Представителем марксистской линии в философии в Словакии с 20–30-х гг. является Санто. Внесению марксизма в словацкую культуру и политическую практику способствовали т.н. дависты (группировка вокруг журн. "ДАВ", 1924): В. Клементис (1902–52) и Л. Новомеский (р. 1904), а затем и Сирацкий. Для непродолжит. этапа т.н. Словацкого гос-ва (1938–45) характерна официально пропагандируемая философия неотомизма и интуитивизма (в связи с деятельностью Лосского и его сторонника Йосефа Диешки в Братиславском ун-те), вытесняемая после 1945 развивающейся марксистской философией, которая в дальнейшем становится в ЧСР господствующей. Марксистская философия творчески развивается, особенно с сер. 50-х гг. Значит. успехи достигнуты в области истории философии (особенно в изучении истории словацкой философии), в области логики и методологии науки, в разработке филос. категорий и законов диалектики, марксистской теории познания, историч. материализма и социологии. В последний период в словацкой философии эти проблемы рассматриваются гл. обр. в связи с процессами современного обществ. развития, научно-технич. революцией, развитием кибернетики и т.д. Словацкие философы и социологи уделяют также большое внимание марксистской интерпретации проблемы человека и аксиологич. вопросам. Позитивно решая эти проблемы, словацкие философы и социологи преодолевают интерпретации, чуждые марксистско-ленинскому мышлению. Результаты исследований публикуются не только в монографиях, но и в журналах "Filozofia", "Slovensk? sociologick? ?asopis" и теоретич. журналах КПС. Статья подготовлена в Ин-те философии. Братислава. Чехословацкие философы-марксисты, преодолевая догматич. упрощения, вместе с тем выступают против правооппортунистич. ревизии марксистской идеологии, подвергают резкой критике различного рода отступления от марксизма-ленинизма, проявившиеся в работах нек-рых чехословацких философов и социологов. Под руководством КПЧ они борются за последоват. проведение ленинского принципа классовости, партийности в философии, за утверждение принципов интернационализма в обществ. жизни. Лит.: История философии, т. 2, М., 1957; т. 4, М., 1959; т. 5, М., 1961; Марксистско-ленинская философия и социология в СССР и европ. социалистич. странах, М., 1965; ?berweg F., Grundriss der Geschichte der Philosophie, 12 Aufl., Tl 5, В., 1928; Kapitoly z d?j?n slovenskej filozofie, Bratislava, 1957; Filosofie v d?jin?ch ?esk?ho n?roda, Praha, 1958; Antologie z d?jin ?eskoslovensk? filosofie, d?l 1, [Praha], 1963; Prehl´ad d?jin slovenskej filozofie, Bratislava, 1965; Topical problems of Chechoslovak sociology, Prague, 1969.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.