ЧАВЧАВАДЗЕ Илья Григорьевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

ЧАВЧАВАДЗЕ Илья Григорьевич
1837-1907) - груз. писатель, мыслитель-материалист, обществ. деятель, основоположник критич. реализма в груз. лит-ре. На мировоззрение Ч. большое влияние оказали рус. революц. демократы. Придерживаясь материалистич. взгляда на природу и отрицая существование бога. Ч., однако, допускал возможность использования религии для улучшения отношений между людьми.

Источник: Атеистический словарь

ЧАВЧАВАДЗЕ Илья Григорьевич

(27 окт. 1837 – сентябрь 1907) – груз. мыслитель, публицист, обществ. деятель, основоположник критич. реализма в груз. лит-ре. Род. в кахетинском селе Кварели в княжеской семье. Учился в Петерб. ун-те (1857–61); в студенч. годы испытал сильное влияние идей рус. революц. демократов, гл. обр. Чернышевского. Участвовал в студенч. движении, в связи с чем в 1861 был вынужден оставить ун-т. Вернувшись на родину, Ч. возглавил группу революц. демократов и развернул большую обществ.-политич. деятельность. В 1877–1902 под редакцией Ч. выходила лит.-политич. газ. "Иверия". Прогрессивная деятельность Ч. вызвала ненависть пр-ва; Ч. был убит агентами охранки. Обществ. идеал Ч. – демократич. республика (Грузия), связанная с Россией экономически, но независимая во внутренне-нац. отношении. До 80-х гг. путь для осуществления этого идеала Ч. видел во всенар. восстании всей России, после 80-х гг. – в создании нац. единства как действ. силы в борьбе за социальное и нац. освобождение. Филос. взгляды Ч. характеризуют его как материалиста. Отмечая объективный характер реальной жизни, Ч. подчеркивал определяющую роль экономики в обществ. отношениях. Человек, по Ч., способен не только познать реальность, но и преобразовать ее в соответствии с социальным идеалом. Материализм Ч. содержит элементы диалектики. Ч. – основоположник груз. демократич. лит-ры и нового лит. языка, а также материалистич. эстетики в Грузии. Вплоть до момента распространения в Грузии марксизма прогрессивное движение, возглавлявшееся Ч., способствовало благородной миссии политического и гражд. воспитания передовой части груз. общества. В 80-х гг. Ч. познакомился с марксизмом и с этого времени будущее Европы он видит в социализме. Отдавая должное Марксу как ученому, Ч., однако, не стал марксистом, а марксистский социализм считал неприемлемым для слаборазвитых России и Грузии, к-рые должны, по Ч., учесть опыт Европы и найти собств. пути и формы социального прогресса, избавляющие от классовой борьбы. Соч.: Полн. собр. соч., т. 1–10, Тб., 1950–57 (на груз. яз.); в рус. пер. – Избр. произв., М., 1950; Избр. соч., т. 1–2, Тб., 1957. Лит.: ?атиани П. К., И. Ч. Филос. и социально-политич. воззрения, М., 1958; И. Чавчавадзе. Юбилейный сборник, Тб., 1939 (на груз. яз.); Ингороква П., И. Ч., Тб., 1957 (на груз. яз.). В. Гагоидзе. Тбилиси.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.