ЧАНЫШЕВ Арсений Николаевич

Найдено 1 определение
ЧАНЫШЕВ Арсений Николаевич
(18.4.1926-3.8.2005) - спец. по истории филос, поэт; д. филос. н., проф. Р. в г. Новочеркасск Ростовской обл. Отец Ч. — Тихон Николаевич Никитин (впоследствии — Модест, монах, архиепископ Смоленский и Вяземский, автор ряда кн.) — был арестован и расстрелян в 1937. Ч. окончил филос. ф-т МГУ (1952), асп. по кафедре истории заруб, филос, того же ф-та (1955). С 1955 работал на этой кафедре: последовательно асе, ст. преп., доц., ст., затем вед. н. с, проф. (с 1991). Канд. дисс. — «Сущность американского протестантизма (на примере Рейнхольда Нибура)» (1956). Докт. дисс. — «Генезис философии и ее ранние формы» (1983). В трудах Ч. исследуются проблемы: виды мировоззрения, генезис филос, филос. и предфилософия, филос, профилософия, протофилософия и парафилософия, особенности древнекитайской, древнеиндийской, древнегреческо-римской филос и др. В «Трактате о небытии» выдвигается тезис о первичности и абсолютности небытия и вторичности и относительности бытия (Бытие не имеет основания в самом себе. Основание Бытия в Небытии. Бытие вторично, потому что, по выражению Ч., Бытие есть небытие Небытия). К особенностям поэзии Ч. следует отнести чувство нравств. правоты, традицию соц.-филос. критики. Судьбы современников в поэзии Ч. предопределены ист. прошлым, в частности сталинским режимом: «Этот мир был проклят мною с детства / За несоответствие мечте. / Но другого нет — и некуда мне деться. / Здесь Христос, распятый на кресте. / Мир иной! Тебя я видел мельком / Ты являлся иногда в мечте... / Годы шли. Я / Становился мелким — / И Христа распял я на кресте... / Но теперь, когда меня осталось / Очень мало, верен я мечте / Жизнь моя от грязи опросталась — / Я с Христом, распятым на кресте...»
Соч.: Философия Анри Бергсона. М., 1960; Ионийская философия. (В соавт.). М., 1966; Протестантизм. М., 1969; Эгейская предфилософия. М., 1970; Италийская философия. М., 1975; Виды мировоззрения и генезис философии // Вестник МГУ. Сер. 7. «Философия». 1978. № 4; Курс лекций по древней философии. М., 1981; Аристотель. М., 1981 (2-е изд. — 1987); Начало философии. М., 1982; Трактат о небытии // ВФ. 1990. № 10 (испр. и доп. изд. — Категории: Философский журнал. 1997. № 2); Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991; Обращение антитоталитариев // Ностальгия. 1991. № 1; Пифагор (Комедия идей) // Человек. 1991. № 6; 1992. № 1; Слово о философии // Вопросы классической филологии. Вып. XI. М., 1996; Философия как «Филология», как мудрость и как мировоззрение // Вестник МГУ. Сер. 7. «Философия». 1995. № 5, 6; 1996. № 6; 1998. № 1; 1999. № 1; «Град земной» в эсхатологической перспективе: переосмысление опыта античной истории и гражданской культуры в историософии Августина // ВФ. 1999. № 1; Философия Древнего мира: Учебник для вузов. М., 1999; Введение в любомудрие. М., 2000; Трактат о небытии // Вестник МГУ. Сер. 7. «Философия». 2000. № 2; Философия древнего мира. М., 2001; Страдание // НФЭ. В 4 т. Т. 3. М., 2001; История философии Древнего мира: Учебник для вузов. М., 2005; Статьи: Античная (древняя) западная философия, Досократики, Зенон из Элей, Орфики, Парменид, Перипатетики, Пифагореизм, Софисты, Элеаты и др. // Философия: Энциклопедический словарь. М., 2006.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009