7 в.) - видный будд. мыслитель Индии, толкователь трудов Нагарджуны и Арьядевы, настоятель монастыря Наланды, яркий представитель махаянской школы прасангхика-мадхьямика, применявший логич. методы опровержения оппонентов, отвергавший абсолютистские тенденции в будд. философии. По его мнению, «высшая истина (парамартха) святых есть молчание», т. е. она невыразима в отличие от «условной истины (самврити), к-рая покрывает все вокруг» и к-рая имеет 3 смысла: I) сокрытие «подлинной природы всех вещей»; 2) взаимозависимость вещей; 3) то, что признано людьми в об-ве. Кроме того, самврити есть средство, а парамартха — цель. Трактаты Ч.— обязат. предмет в программе обучения тиб. монахов. Ч. приписываются также и тантрич. работы. В. П. Андросов
ЧАНДРАКИРТИ
ЧАНДРАКИРТИ
Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь
ЧАНДРАКИРТИ
(санскр. candra-kërti, тиб. zla grags, zla ba grags pa, Славящий Луну) — буддийский мыслитель VII в. из Южной Индии, относящийся к прасангика-мадхьямаке, настоятель университета-монастыря Наланды, автор около дюжины религиозно-философских трактатов, большинство из которых — в том числе и знаменитая «Прасанна-пада», или «Ясные строки», — являются комментариями к трудам Нагарджуны и Арьядэвы. Среди самостоятельных трудов Ч. выделяется «Мадхьямака-аватара», или «Обретение Срединности», в котором сплелись воедино глубоко религиозные воззрения, основанные на махаянских духовных практиках, и высокие философские доктрины мадхьямаки. Ч. известен как непревзойдённый мастер философского диспута, который, логически опровергая доводы оппонентов, как правило, сводил их к абсурду (прасанга). Этот метод применялся и применяется буддистами всегда, но именно Ч. сделал его искусством, отстаивая его строгие критерии в полемике со своим предшественником Бхававивекой. Заметный вклад Ч. внёс и в мадхьямиковское учение о двух истинах. По его мнению, высшая истина (парамартха) святых есть молчание и она невыразима, в отличие от условной истины (самврити), которая «покрывает всё вокруг несколькими покровами»; задача последних — спрятать, во-первых, подлинную природу (таттва) всего воспринимаемого и, во-вторых, его взаимозависимость. Ему же принадлежит типология уровней условной истины, которая признаётся средством обретения абсолютной истины. Труды Ч. — обязательный предмет обучения тибетских монахов до сего дня.
ЧАНДРАКИРТИ
санскр. Candia-larti — Славящий луну) — буддийский мыслитель 7 в. из Южной Индии, мадхышик, настоятель университета-монастыря Наланды. Автор религиозно-философских трактатов, большинство из которых являются комментариями на труды Нагарджуны и Арьядэвы, в т. ч. и знаменитая «Прасаннапада». Чандракирти известен как непревзойденный мастер философского диспута, который, логически опровергая доводы оппонентов, как правило, сводил их к абсурду (прасанга). Этот метод применялся и применяется буддистами всегда, но именно Чандракирти сделал его искусством, отстаивая его строгие критерии в полемике со своим предшественником Бхававчвекой. Заметный вклад Чандракирти внес и в мадхьямиковское учение о двух истинах. По его мнению, высшая истина (парамартха) святых есть молчание, и она невыразима в отличие от условной истины (самврити), которая покрывает все вокруг мутными слоями; задача последних — сокрыть, во-первых, подлинную природу (таттва) всего воспринимаемого, во-вторых, его взаимозависимость. Ему же принадлежит типология уровней условной истины, которая признается средством обретения абсолютной истины. Труды Чандракирти — обязательный предмет обучения тибетских монахов до сего дня.
Лит.: Frauwallner E. Die Philosophie des Buddhismus. B., 1956; Murti T. R. V. The Central Philosophy of Buddhism. A Study of the Madhyamika System. L., 1980; Huntington C. W. with Geshe Namgyal Wangchen. The Emptiness of Emptiness. An Introduction to Early Indian Madhyamika. Delhi, 1992.
В. П. Андросов
Лит.: Frauwallner E. Die Philosophie des Buddhismus. B., 1956; Murti T. R. V. The Central Philosophy of Buddhism. A Study of the Madhyamika System. L., 1980; Huntington C. W. with Geshe Namgyal Wangchen. The Emptiness of Emptiness. An Introduction to Early Indian Madhyamika. Delhi, 1992.
В. П. Андросов
Источник: Новая философская энциклопедия