1887-1975) - Вождь националистской китайской буржуазии после смерти Сун Ят Сена в 1926 году. В 1925-27 г.г. Сталин настаивал на буржуазном характере китайской революции и требовал подчиненить Китайскую Компартию буржуазному Гоминдану. По почину Сталина, Чан стал почетным членом Исполкома Коминтерна. В результате сталинской линии, авангард китайского пролетариата был политически обезоружен и Чан смог организовать кровавую бойню шанхайских рабочих в апреле 1927 года. Это, по существу, уничтожило пролетарскую базу Китайской Компартии. Чан был свергнут силами Мао Цзе Дуна в 1949 году и бежал на остров Тайвань.
Чан Кайши
Чан Кайши
ЧАН КАЙШИ
Диалектная версия от Цзян Цзеши; Цзян Чжунчэн, 31.10.1887, Цикоу уезда Фэнхуа пров. Чжэцзян, - 5.4.1975, Тайбэй. Политич. и военный деятель, генералиссимус, возглавлял прав-во кит. гос-ва и партию Гоминьдан. Окончил военные училища в Баодине и Токио. Участвовал в антимонархич. Синьхайской революции 1911 - 12, стал командиром полка, затем бригады, получил генеральское звание. В 1911 вступил в возглавляемый Сунь Ятсеном Тунмэнхуэй ("Объединенный союз"), в 1912 - в Гоминьдан. С 1912 участвовал в орг-ции военных и диверсионных операций против противостоящих Сунь Ятсену сил. В 20-е гг. - генерал, близкий соратник Сунь Ятсена; с 1924 - нач. военной школы Хуанпу в Гуанчжоу, созданной с сов. помощью, командир дивизии, корпуса, с 1925 - главком Нац. революц. армии Нац. прав-ва. В 1926 в этом качестве участвовал в Сев. походе против северокит. милитаристов. 12.4.1927 совершил антикоммунистич. выступление, отказался от сотрудничества Гоминьдана с Коммунистич. партией Китая (КПК). С 1928 - пред. Госсовета, генералиссимус. В 1930 - 4 организовал пять карательных походов против сов. районов, контролировавшихся Красной армией Китая. После нападения Японии на Китай 7.7.1937 санкционировал создание единого нац. фронта сопротивления Японии, опиравшегося на союз Гоминьдана и КПК. С 1938 - пожизненный цзунцзай ("генеральный распорядитель") Гоминьдана. После капитуляции Японии 2.9.1945 и неудачных переговоров с КПК о создании коалиционного прав-ва с июля 1946 руководил борьбой Гоминьдана с КПК в гражданской войне. После поражения Гоминьдана в 1949 возглавлял прав-во и Гоминьдан на Тайване (Китай). Сосредоточил в своих руках посты президента республики, президента исполнительного юаня и главнокомандующего вооруженными силами. Собственно филос. доктрина Ч.К. - "философия действия" (син дэ чжэсюэ), или "философия силы и действия" (ли син чжэсюэ),- формулировалась им с 1932 в докладах и соч., вошедших в сводную работу "Ли син чжэсюэ" (1939) и ряд др. Он опирался на толкование положений конф. канонов "Да сюэ" и "Чжун юна" об "искреннем действии" (ду син), тезиса Конфуция (6- 5 вв. до н.э.) и Мэн Кэ (4 - 3 вв. до н.э.) о "приближении усилий и действий к гуманности" (ли син цзинь ху жэнь) в духе неоконф. "учения о сердце" (синь сюэ [1]). Интерпретируя тезис Сунь Ятсена о соотношении "знания и действия" (чжи - син)- "знание трудно, действие легко", Ч.К. рассматривал "действие" (син [3]) как глубинную основу развития природы и об-ва, общекосмич. творческое начало. Оно отождествлялось с "естеств. принципом (ли [1])"-структурообразующим природным началом, "небесной природой (тянь син, см. Син [1]) человеч. жизни" и определялось как "осуществление благосмыслия" (врожденного "знания блага" - лян чжи, см. Ван Янмин), "атрибут жизни" и "выражение [индивид.] природы (син [1])". "Исходной движущей силой действия" Ч.К. считал "искренность" ("подлинность" - чэн [1]) как деонтологич. принцип. "Философия действия", или "истина действия", служила одной из идейных основ "движения за новую жизнь" (синь шэнхо юньдун) - идеологич. кампании Гоминьдана, нацеленной на осуществление парт, установок в обл. орг-ции обществ, жизни (местного самоуправления и администрации), культуры (борьба с зап. влияниями, возрождение конф. ценностей и морали), воспитание молодежи (орг-ция молодежного движения, военной подготовки) и т.п. А. Г. Юркевич Осн. соч., излагающие взгляды Ч.К. на перспективы развития Китая, - "Чжунго чжи минъюнь" ("Судьба Китая", 1945), "Чжунго цзинцзи сюэшо" ("Кит. экономич. теория", 1943). В основе социально-политич. доктрины Ч.К. - отождествление нации (миньцзу) и гос-ва. В "кит. нацию" (чжунхуа миньцзу) он включал все народы, когда-либо проживавшие на территории кит. гос-ва. Причина упадка кит. нации - неравноправные договоры, вырванные зап. державами. В рез-те экономика развивалась гл. обр. в контролировавшихся иностранцами портах вне контроля гос-ва, из-за однобокого развития городов разрушались обществ, порядок, основанный на взаимоподдержке двух структур - родственной и территориальной, и традиц. нравственность, образцы к-рой заменены иноземными примерами эгоизма. Коммунисты и либералы копируют внешние черты зап. цивилизации, что облегчает империалистич. агрессию. Цель нац. революции - подавление индивидуализма и эгоизма для осуществления "нац. реконструкции" (букв, "строительство гос-ва" - цзянь то), опирающейся на "единство обучения, военного дела и экономики" и включающей пять направлений: 1. Психология - перестройка ее в русле традиц. "чистоты, аскетизма, практицизма и серьезности в делах". 2. Этика - обеспечение приоритета интересов гос-ва перед интересами семьи и индивидуума. 3. Социальная сфера - переустройство об-ва посредством "движения за новую жизнь", прежде всего в деревне. 4. Политика - установление демократич. строя в "духе опоры на собственные силы" и отказа от "теорий индивидуализма и классового сознания". 5. Экономика - индустриализация в условиях планового хозяйствования и развитого социального законодательства. Условие экономич. строительства - "превращение всего капитала в гос. капитал". По Ч.К., кит. традиция шире, чем зап., трактует экономич. науку, к-рая предстает как "изучение управления людьми и упорядочения вещей" (см. Цзин цзи). В кит. условиях экономика - не только частное дело ее участников, но и контроль и участие гос-ва. "Кит. экономич. теория" стремится вскрыть "рациональную природу человека" как чл. об-ва и т.о. отыскать пути "наилучшего использования человеч. силы, земли и товаров". В совр. условиях древнюю систему цзин тянь заменит кооперативный строй; как и в древности, "производств, единица стала бы и воинской единицей". Принцип "нар. благосостояния" Сунь Ятсена Ч.К. отмежевывал от социализма как "зап. продукта" и отождествлял с экономич. строем об-ва "Великого единения" (Да тун [1]). При переходе Китая от аграрного об-ва к индустриальному функции воспитания и социального обеспечения, выполнявшиеся семьей-кланом, переходят к нац. гос-ву, к-рое воспитывает у молодежи чувство ответственности перед об-вом. Важным средством такого воспитания является искусство: оно не м.б. ни коммерч., ни "классовым" и должно контролироваться гос-вом. Г.Д. Сухарчук *Chiang Kai-shek. A Philosophy of Action. Chungting, 1940; Chinas Destiny. N.Y., 1947; "Кузьмин И.Д. Конфуцианство и эволюция идеологии Гоминьдана: Сунь Ятсен, Дай Цзитао, Ч.К. Л., 1975; Сухарчук Г.Д. Социально-экономим, взгляды политич. лидеров Китая первой половины XX в. М., 1983. С. 76 - 110; Воронцов В.Г. Судьба кит. Бонапарта. М., 1989.