ЧАМ

Найдено 1 определение
ЧАМ
(тиб. cham, мон. tsam, религиозный танец) — праздничное театрализованное (с танцами в масках и костюмах с музыкальным сопровождением) культовое представление в монастырях Ваджраяны, посвящённое торжеству буддийских сил добра над злыми духами, демонами и врагами. Считается, что Ч. есть средство Пути к Просветлению, умиротворения воплощений зла и подготовки к переходу в промежуточное состояние от жизни к смерти (бардо). Исполнение Ч. иногда совпадало с некоторыми календарными праздниками и предварялось многонедельными подготовительными службами, медитациями и т.д. Учёные полагают, что мистерия Ч. произошла от индийских танцевально-драматических представлений, в которых актёры, одетые в одежды и маски богов, демонов, героев, разыгрывали те или иные эпизоды мифов и эпоса в сопровождении музыкальных инструментов с пением и декламацией. Но в отличие от Индии Ч. содержательно наполнился образами тантрического буддизма и образами автохтонных тибетских верований, обобщённо называемых бон. Традиционно считается, что первое аналогичное представление в Тибете устроил знаменитый Падмасамбхава при закладке монастыря Самъе (70–80 гг. VIII в.), чтобы покорить богов и демонов этой местности, противившихся распространению буддизма. Это начинание имело успех, и в дальнейшем монахи школы ньингма здесь и в других монастырях исполняли пантомимы и танцы в масках для умиротворения демонов. В 1270 г. в Западном Тибете был основан монастырь Дзонкар Чоде, первый настоятель которого лама Чопел Сангпо ввёл церемонию Ч. в качестве ежегодной церемонии для устранения препятствий, которая не прерывается до сих пор. В 1959 г. монахи этого монастыря, взяв священные реликвии, маски и музыкальные инструменты, покинули родину и теперь проводят свой Ч. в других странах, например в России (в Калмыкии) 23 мая 2008 г. В школе гелук мистерия Ч. впервые была введена в конце XVI в., когда возводился монастырь Ташилхунпо (тиб. bkra shis lhun po) в местности Шигатце для учителя Чоки Гьялцена (1570–1662), который стал Панченламой IV. Далай-лама V (1617–1682) написал трактат, в котором описывался танец Ч., его значение, структура и т.д. После того как Далай-лама VII (1708–1758) построил специальный монастырь для Ч. — Намгьял (тиб. rnam rgyal) — это театрализованное представление вошло в качестве обязательного действа в большинство гелукпинских монастырей. В Монголии первый Ч. (цам) исполнялся в 1811 г., когда открывался в Урге (Улан-Батор) монастырь-резиденция для хутухты тибетского святого Таранатхи — Джебцзун-дамба-хутухта IV. Именно этот воплощенец (выбираемый в Тибете) был провозглашён ещё в 1691 г. духовным иерархом, главным святым — Богдо-гэгэном восточных монголов. Монгольские мастера самостоятельно изготавливали маски и другие ритуальные предметы в соответствии с наставлением Далай-ламы V. До революции 1917 г. в буддийских регионах России (Бурятии, Калмыкии, Туве) тоже ежегодно проводились мистерии Ч. в качестве практики храмовой обрядности. Даже относящиеся к одной школе гелук монастыри представляли Ч. в разные сезоны и календарные сроки. Как правило, Ч. совершается тогда, когда впервые был введён в том или другом монастыре; изредка его отправляют в связи с каким-то историческим событием. Цель действа — показать присутствие просветлённых существ (божеств) на земле и отогнать злых духов от последователей Будды. Обряд состоит в пляске-пантомиме, исполняемой ламами, которые предстают в образах хранителей (докшитами), то есть надевают маски (старинные могли весить до 30 кг, ныне же их делают из папьемаше), изображающие того или другого докшита, и вместе с ламамисозерцателями (шанаками), выступающими без масок, но в соответствующем одеянии, двигаются по намеченному кругу в религиозном танце, жестикулируя руками. Ч. проводился во дворе дацана. В течение нескольких недель перед его исполнением в монастырях шли специальные службы, готовились исполнители ролей богов. За время формирования традиции Ч. были созданы несколько жанров: 1) с диалогами и сценами, во время которых ламы-участники разговаривали со зрителями; 2) «немые» представления (пантомима) — с участием от 4–5 до108 человек; 3) мистерия, посвященная каким-либо героям или событиям буддистской истории и мифологии. Исполняли его только посвящённые монахи, незначительные роли доверялись монастырским послушникам. Примером последнего жанра может служить история о том, как тибетский царь Ландарма (сер. IX в.) предпринимал попытки уничтожить буддизм. В этой мистерии участвуют и миряне, танцующие с мечами. Монахи исполняют пять танцев: чёрных шапок, барабанов, скелетов (божества кладбищ), зверей (птица, олень, як, лев) и стражей сторон света (дхармапала1). Заканчивается представление умерщвлением Ландармы, фигура которого, сделанная из теста или нарисованная на бумаге, рассекается на несколько частей. В современной России появились особые исполнители мистерии Ч. Это артисты Московского театра тибетской мистерии «Лунг-Та», которые специально стажировались для этого в Индии. Они устраивают представления с масками на буддийских празднествах в России, например, в Туве на фестивале Устуу-Хурээ в Чадане.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.