(Church of Christ, Scientist). Организация, созданная Мэри Эдди Бейкер, в основе крой лежало возвращение к первоначальному христианству и возрождение целительства. В 1876 г. Эдди создала Ассоциацию христианской науки, а три года спустя Церковь христианской науки. В 1892 г. церковь подверглась реорганизации и приобрела нынешнюю структуру. Первая Церковь христианской науки в Бостоне считается материнской, а остальные церкви дочерними, хотя каждая имеет независимое управление. Принципы и уставные положения Церкви христианской науки сформулированы в церковном руководстве 1895 г.; фундаментальные вероучительные положения основательница изложила в книге "Наука, здоровье и ключ к Св. Писанию" (Science and Health with Key to the Scriptures).
Церковь христианской науки не оспаривает основных принципов исторического ортодоксального христианства; однако, используя традиционную теологическую лексику,она наполняет ее новым метафизическим содержанием. Авторитетные источники для нее Библия и труды самой Эдди: члены церкви воспринимают писания Эдди как божественное откровение и через них аллегорически интерпретируют Библию. Больше всего они почитают книгу "Наука, здоровье...", опубликованную в 1875 г. и регулярно переиздававшуюся до смерти автора в 1910 г. Сама Эдди считала, что ее труд содержит совершенное слово Божье и безошибочное учение.
"Христианской науке" присущ монистический взгляд на Бога. Бог божественный принцип, а не высшее существо. Бог есть разум, а разум все. В реальности нет ничего, что не являлось бы разумом. Характеристики и атрибуты Бога становятся самим Богом. Троица есть триединая природа божественного принципа (Бога): жизнь, истина и любовь. Бог, Христос и Св. Дух не ипостаси Бога. Христология "Христианской науки" отрицает физическое воплощение Христа и утверждает, что Мария зачала Христа только как духовную идею. Поскольку Бог есть разум и дух и не существует ничего, что не было бы духом, то материя и плоть иллюзорны. Христос был бестелесен и не умирал на кресте. Необходимость в искуплении исчезает, поскольку грех, зло, болезни, смерть призрачны, ирреальны. Бог благ, и ничто дурное существовать не может. "Христианская наука" учит, что человек сотворен по образу Божьему как дух, разум и благо; т.о., человек не подвержен греху, болезни, смерти. По своему происхождению, свойствам личности, бессмертию человек поднят до уровня Бога. Согласно метафизическим представлениям " Христианской науки ", рай и ад являют собой нынешнее состояние человеческой души, и больше ничего.
Богослужения Церкви христианской науки отличаются простотой и единообразием. Центральное место в службе занимают лекциипроповеди из Библии и "Науки, здоровья...", крые читают избранные конгрегацией прихожане. Духовенства в Церкви христианской науки нет, а священнодействия не представляют собой какихто специальных обрядов: крещение рассматривается как духовное очищение в повседневной жизни,а евхаристия как безмолвное общение с Богом. Никакие видимые элементы в священнодействиях не употребляются. Спастись для члена этой церкви это понять, что человеческая жизнь целиком проистекает от БогаДуха, а человек нематериален и бессмертен.
PG. CHAPPELL(nep. Ю.Т.) Библиография: C.S. Braden, Christian Science Today; E. M. Ramsay, Christian Science and Its Discoverer; L. P. Powell, Christian Science, the Faith and Its Founder; R. Peel, Christian Science: Its Encounter with American Culture; E.S. Bates and J.V. Dittemore, Mrs. Eddy, the Truth and the Tradition.
См. также: Эдди, Мэри Бейкер.