ЦЕРЕТЕЛИ Георгий Ефимович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

ЦЕРЕТЕЛИ Георгий Ефимович
1842-1900) - груз. писатель, публицист, лит. критик, обществ. деятель. По своему мировоззре- ни» сторонник механистич. материализма, Ц., отвергая религию, в своих произведениях разоблачал ее реакц. роль. Был сторонником широкого распространения просвещения, в к-ром видел способ преодоления отсталости и нац. замкнутости.

Источник: Атеистический словарь

ЦЕРЕТЕЛИ Георгий Ефимович
14 мая 1842 – 12 янв. 1900) – груз. писатель и публицист, обществ. деятель. Учился в Петерб. ун-те, где участвовал в радикально-настроенном груз. студенч. кружке. Вместе с Н. Николадзе и др. членами кружка увлекался идеями Чернышевского, принимал участие в идейно-политич. деятельности И. Чавчавадзе. За участие в студенч. выступлениях подвергся аресту и заключению в Петропавловскую крепость. После окончания ун-та уехал в Швейцарию для пополнения своего образования. Вернувшись в Грузию, развернул большую обществ.-политич. и лит.-публицистич. деятельность. С 1893 издавал еженедельный журн. "Квали" ("Борозда") и ряд др. журналов, газет. По своему мировоззрению был сторонником естеств.-науч. материализма. Объективный мир, по Ц., может быть познан человеком; источником познания являются ощущения, однако ими не исчерпывается многообразие познават. деятельности. Науч. познание осуществляется посредством рацион. обобщения чувств. данных. Задача науч. исследования – раскрыть объективные законы материальной действительности. Материализму Ц. свойственны элементы диалектики, но в целом его мировоззрение может быть охарактеризовано как механистическое и метафизическое. Применительно к истории и социологии взгляды Ц. носили просветит. характер. В этой связи ведущую роль в жизни общества он отводил интеллигенции. В своей лит. деятельности Ц. выступает как писатель-реалист, поборник реалистич. эстетики. В конце своей деятельности Ц. провозгласил себя сторонником учения Маркса, однако в действительности он был далек от марксизма и больше склонялся к бурж. демократизму. Соч.: Полн. собр. соч., Тб., 1931 (на груз. яз.), в рус. пер. – Соч., т. 1–2, Тб., 1950–51. Лит.: Очерки по истории филос. и обществ.-политич. мысли народов СССР, т. 2, М., 1956, с. 713–17.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.