CEPP Мишель

Найдено 1 определение
CEPP Мишель
(p. 1930, Ажен) – культуролог, эпистемолог, специалист по философии и истории науки. Учился в Морской школе, затем в Высшей нормальной школе (1952–1955). С 1969 преподавал в Сорбонне. Член Французской академии (1990). В одной из первых своих работ «Система Лейбница и его математические модели» (1968) С. подчеркивает научную эвристичность плюралистических моделей и особое значение для современного знания такой его черты, как междисциплинарность, заявленная еще в Новое время. Интерсубъективность мыслящего ego, не проблематизированная первыми рационалистами, должна стать, по С., главной отправной точкой новейшей философии науки. Идеал энциклопедического знания, провозглашенный просветителями, является образцом науки, не терпящей иерархии, истин в последней инстанции, универсальных методов исследований и обособления отдельных отраслей. В энциклопедическом по сути проекте «Гермес» (т. 1–5, 1968–1981) С. представил актуальные темы междисциплинарных исследований как продукт взаимообогащения разных областей знания; показательна в этом плане первая же книга серии – «Коммуникация» (1968). С. понимает коммуникацию предельно широко – как специфическое состояние современного общества, в котором развитие понятия в отдельной науке приводит к обогащению новыми смыслами самых разных сторон человеческой жизни: так, «термодинамика» оказывается своеобразным источником живописи У. Тёрнера и нового понимания термина «информация» в лингвистике, математике и т.д. С. оказался в центре дискуссии 1960-х о специфике гуманитарных наук и гуманитарного знания. Его концепция основывается на понятии структуры, которое трактуется главным образом математически в духе школы Н. Бурбаки, но предполагает и расширительное толкование, и использование с соответствующими оговорками применительно к нематематическим объектам, прежде всего в сфере науки о знаках – семиотики. А семиотика уже позволит использовать «модель» структуры при исследовании всего того, что относится к знанию о человеке. Специфика современного общества заключается, согласно С., в его комплексности, в смешении принципов различных уровней управления. Свое понимание истории и современного состояния культуры С. противопоставляет трактовкам, существовавшим во французской философской традиции: линейному «прогрессизму» О. Конта, бинарной «онтологичности» Г. Башляра и бинарной «методологичности» Л. Альтюссера.
Соч.: Le système de Leibniz et ses modèles mathématiques. V. 1–2. P., 1968; La Communication. P., 1968; Esthétiques. Sur Carpaccio. P., 1975; La naissance de la physique dans le texte de Lucrèce. P., 1977; Genèse. P., 1982; Le contrat naturel. P., 1990; Eloge de la philosophie en langue française. P., 1995. A.A. Костикова

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.