ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
совокупность убеждений и представлений личности об окружающем мире, позволяющих ей ранжировать все предметы и явления по их значимости для жизни.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
самые общие представления об абсолютных ценностях (добре и зле, прекрасном и безобразном, истинном и ложном), которые становятся духовными ориентирами, организующими жизнь людей в обществе.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
элементы структуры личности, закреплённые жизненным опытом человека, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное от незначимого, несущественного. Ц. о. рассматриваются как своего рода стержень сознания, обеспечивающего устойчивость личности, преемственности поведения, деятельности, потребностей, желаний и интересов. Действуя на уровнях сознания и подсознания, Ц. о. определяют направленность внимания, мышления и волевых усилий.
Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного. Совокупность сложившихся ценностных ориентации образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности. Они выступают важнейшим фактором, регулирующим мотивацию личности.
Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.
Ценностные ориентации
value orientations – англ.) – элементы внутренней структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации. Ц.о. – это прежде всего предпочтения определенных смыслов, целей и основных средств их достижения; иерархия разделяемых личностью этико-социальных ценностей, убеждений, жизнеорганизующих начал, готовность вести себя в соответствии с ними и поэтому приобретающих функцию важнейших регуляторов социального поведения индивидов.
Ценностные ориентации
предпочтения личности, позволяющие ей ранжировать объекты по значимости для нее. Они могут выступать в качестве побуждающих стимулов к достижению определенных целей, вследствие чего приобретать функцию регуляторов социального поведения. Ценностные факторы в политике - отражают ту сторону политического процесса, которая связана с соотнесением сущего и должного, с приложением к политике критериев не столько практической эффективности, сколько ценностной «аутентичности». Речь идет об отношении двух парадигм в политологии: праксеологической (оценивает режимы по их функциональной эффективности, например, экономической, технологической и т. п.) и аксиологической (выносит оценку режимам с позиций их соответствия или несоответствия высшим духовным ценностям, сущности и назначению человека и т. п.).
Источник: Человек и общество. Культурология
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
важнейшие элементы внутр. структуры лияности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отгранияивающие значимое, существенное для данного человека от незнаяимого, несущественного. Совокупность сложившихся, устоявшихся Ц. о. образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определ. типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого Ц. о. выступают важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию лияности. Осн. содержание Ц. о.- политич., филос. (мировоззренч.), нравств. убеждения человека, глубокие и постоянные привязанности, нравств. принципы поведения. В силу этого в любом обществе Ц. о. личности оказываются объектом воспитания, целенаправленного воздействия. Ц. о. действуют как на уровне сознания, так и на уровне подсознания, определяя направленность волевых усилий, внимания, интеллекта. Механизм действия и развития Ц. о. связан с необходимостью разрешения противоречий и конфликтов в мотивационной сфере, селекции стремлений личности, в наиболее общей форме выраженной в борьбе между долгом и желанием, мотивами нравств. и утилитарного порядка.
Развитые Ц. о.- признак зрелости личности, показатель меры ее социальности. Это - призма восприятия не только внешнего, но и внутр. мира индивида, обусловливающая связь между сознанием и самосознанием, психологич. основание для решения в индивидуальном плане вопроса о смысле жизни, благодаря к-рому происходит интеграция совокупности Ц. о. в нечто целостное и своеобразное, характерное именно для данной лияности.
Устойчивая и непротиворечивая совокупность Ц. о. обусловливает такие качества лияности, как цельность, надежность, верность определ. принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции, упорство в достижении цели. Противоречивость в Ц. о. порождает непоследовательность в поведении; неразвитость Ц. о.- признак инфантилизма, господства внеш. стимулов во внутр. структуре лияности, непосредств. воздействия объекта стремления на потребность.
В социологии изучается распространенность Ц. о. и сила их мотивационного воздействия в массовом сознании. С этой т. зр. выделяются Ц. о. на труд, семью, образование, обществ. деятельность и иные сферы самоутверждения индивида. При этом наиболее часто встречающаяся методологич. ошибка - фиксация распространенности Ц. о. без учета силы их мотивационного воздействия, к-рая обусловлена «глубиной залегания» той или иной Ц. о. во внутр. структуре личности.
Развитые Ц. о.- признак зрелости личности, показатель меры ее социальности. Это - призма восприятия не только внешнего, но и внутр. мира индивида, обусловливающая связь между сознанием и самосознанием, психологич. основание для решения в индивидуальном плане вопроса о смысле жизни, благодаря к-рому происходит интеграция совокупности Ц. о. в нечто целостное и своеобразное, характерное именно для данной лияности.
Устойчивая и непротиворечивая совокупность Ц. о. обусловливает такие качества лияности, как цельность, надежность, верность определ. принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции, упорство в достижении цели. Противоречивость в Ц. о. порождает непоследовательность в поведении; неразвитость Ц. о.- признак инфантилизма, господства внеш. стимулов во внутр. структуре лияности, непосредств. воздействия объекта стремления на потребность.
В социологии изучается распространенность Ц. о. и сила их мотивационного воздействия в массовом сознании. С этой т. зр. выделяются Ц. о. на труд, семью, образование, обществ. деятельность и иные сферы самоутверждения индивида. При этом наиболее часто встречающаяся методологич. ошибка - фиксация распространенности Ц. о. без учета силы их мотивационного воздействия, к-рая обусловлена «глубиной залегания» той или иной Ц. о. во внутр. структуре личности.
Источник: Советский философский словарь
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
сложившиеся в той или иной культуре представления об идеале, нравственные оценки и стандарты поведения, специфические регуляторы общественной и индивидуальной жизни. Согласно марксистской теории ценностей, какие-либо факты, явления, события, происходящие в природе, обществе, жизни индивида, воспринимаются не только посредством логической системы знания, но и через призму отношения человека к миру, его гуманистических или антигуманистических воззрений, нравственных и эстетических норм. Человек соизмеряет свое поведение с нормой, идеалом, целью, к-рые выступают для него в качестве образца, эталона, «святыни».
Понятия «доброе» или «злое», «прекрасное» или «безобразное», «праведное» или «неправедное» и т.д. называются ценностными, а связанные с ними взгляды, убеждения людей — ценностными идеями, к-рые являются прогрессивными или реакционными, оптимистическими или пессимистическими, активно-творческими или пассивно-созерцательными. Ц. о. служат объектом острой идеологической борьбы. По мнению многих буржуазных философов и теологов (М. Кальвез, Ж. Меркиор, К. Ранер), марксистская идеология проявляет равнодушие к аксиологической (ценностной) тематике. На самом деле марксизм рассматривает исторические, нормативно-нравственные, логико-познавательные, социально- культурные аспекты реальности в качестве органических моментов единого целого. Объективное изучение законов истории марксистская философия сочетает с признанием действительных интересов, потребностей и Ц. о., определяющих мотивы человеческого поведения.
Рассматривая идеологию как ложное сознание, как социальную мифологию, буржуазные теоретики ссылаются на ее ценностную природу как на свидетельство ее абсолютной ненаучности. На самом деле любая идеология представляет собой единство Ц. о. и элементов социального знания. Ценности не вечны. Они являются продуктом исторической эпохи, общественной психологии, культурного творчества. Ценности ориентируют человеческую деятельность, но далеко не всегда в соответствии с результатами познания. Они вносят в осмысление действительности оценочные моменты. Идеалы и ценности придают смысл и цель человеческой деятельности. Борьба идеологий включает в себя и размежевание Ц. о., к-рые складываются исторически, на основе определенного образа Ц. о. отражают отношения к коренным вопросам человеческого бытия—жизни и смерти, труду и деятельности, любви и семейным отношениям, духовности и потребительству. За противоборством на международной арене различных Ц. о. необходимо видеть борьбу социально-политических позиций, интересов классов, а в конечном счете — объективную логику исторического процесса. Буржуазная идеология включает в себя определенный комплекс Ц. о. Они не оставались неизменными на протяжении истории капиталистического общества. Сегодня происходит ломка вековых Ц. о. Если протестантская культура (см. Протестантизм), напр., в прошлом веке рассматривала труд как потребность, как смысл и содержание всей жизни, то сегодня во многих капиталистических странах говорят о крушении «этики труда». Возвеличивание семейных добродетелей сменилось «сексуальной революцией». Представление о прогрессе замещается апокалипсическими сюжетами (см. Апокалипсис).
Буржуазная идеология культивирует индивидуализм, человеконенавистничество, потребительство, бездуховность, диктат силы. Этим «святыням» противостоят Ц. о. социалистической идеологии — гуманизм, коллективизм, интернационализм, духовность, творчество и др. Социалистическая идеология наследует общечеловеческие ценности — любовь к жизни, утверждение идеалов справедливости, созидания, человеколюбия. Поляризация Ц. о. усиливает меру ответственности человека, сознательного выбора своего поведения, активной жизненной позиции.
Понятия «доброе» или «злое», «прекрасное» или «безобразное», «праведное» или «неправедное» и т.д. называются ценностными, а связанные с ними взгляды, убеждения людей — ценностными идеями, к-рые являются прогрессивными или реакционными, оптимистическими или пессимистическими, активно-творческими или пассивно-созерцательными. Ц. о. служат объектом острой идеологической борьбы. По мнению многих буржуазных философов и теологов (М. Кальвез, Ж. Меркиор, К. Ранер), марксистская идеология проявляет равнодушие к аксиологической (ценностной) тематике. На самом деле марксизм рассматривает исторические, нормативно-нравственные, логико-познавательные, социально- культурные аспекты реальности в качестве органических моментов единого целого. Объективное изучение законов истории марксистская философия сочетает с признанием действительных интересов, потребностей и Ц. о., определяющих мотивы человеческого поведения.
Рассматривая идеологию как ложное сознание, как социальную мифологию, буржуазные теоретики ссылаются на ее ценностную природу как на свидетельство ее абсолютной ненаучности. На самом деле любая идеология представляет собой единство Ц. о. и элементов социального знания. Ценности не вечны. Они являются продуктом исторической эпохи, общественной психологии, культурного творчества. Ценности ориентируют человеческую деятельность, но далеко не всегда в соответствии с результатами познания. Они вносят в осмысление действительности оценочные моменты. Идеалы и ценности придают смысл и цель человеческой деятельности. Борьба идеологий включает в себя и размежевание Ц. о., к-рые складываются исторически, на основе определенного образа Ц. о. отражают отношения к коренным вопросам человеческого бытия—жизни и смерти, труду и деятельности, любви и семейным отношениям, духовности и потребительству. За противоборством на международной арене различных Ц. о. необходимо видеть борьбу социально-политических позиций, интересов классов, а в конечном счете — объективную логику исторического процесса. Буржуазная идеология включает в себя определенный комплекс Ц. о. Они не оставались неизменными на протяжении истории капиталистического общества. Сегодня происходит ломка вековых Ц. о. Если протестантская культура (см. Протестантизм), напр., в прошлом веке рассматривала труд как потребность, как смысл и содержание всей жизни, то сегодня во многих капиталистических странах говорят о крушении «этики труда». Возвеличивание семейных добродетелей сменилось «сексуальной революцией». Представление о прогрессе замещается апокалипсическими сюжетами (см. Апокалипсис).
Буржуазная идеология культивирует индивидуализм, человеконенавистничество, потребительство, бездуховность, диктат силы. Этим «святыням» противостоят Ц. о. социалистической идеологии — гуманизм, коллективизм, интернационализм, духовность, творчество и др. Социалистическая идеология наследует общечеловеческие ценности — любовь к жизни, утверждение идеалов справедливости, созидания, человеколюбия. Поляризация Ц. о. усиливает меру ответственности человека, сознательного выбора своего поведения, активной жизненной позиции.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
элементы внутренней (диспозиционной) структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое (существенное для данного человека) от незначимого (несущественного) через (не) принятие личностью определенных ценностей, осознаваемых в качестве рамки (горизонта) предельных смыслов и основополагающих целей жизни, а также определяющие приемлемые средства их реализации. В диспозиционной структуре личности Ц.О. образуют высший (как правило, осознаваемый - в отличие от социальных установок) уровень иерархии предрасположенностей к определенному восприятию условий жизнедеятельности, их оценке и поведению как в актуальной (здесь-и-теперь), так и долгосрочной (прежде всего) перспективе. Ц.О. наиболее четко эксплицируются в ситуациях, требующих ответственных решений, влекущих за собой значимые последствия и предопределяющих последующую жизнь индивида. Ц.О. обеспечивают целостность и устойчивость личности, определяют структуры сознания и программы и стратегии деятельности, контролируют и организуют мотивационную сферу, инструментальные ориентации на конкретные объекты и (или) виды деятельности и общения как средство достижения целей. Таким образом, Ц.О. - это прежде всего предпочтения или отвержения определенных смыслов как жизнеорганизующих начал и (не) готовность вести себя в соответствии в ними. В этом отношении содержание, вкладываемое в понятие "Ц.О.", соответствует изначальному значению слова "ориентация" (лат. oriens, orientis - восток) как имеющему значение определения своего положения в пространстве прежде всего по отношению к востоку - доминантно означенной точке восхода Солнца, но переносимом в пространство смысловое, а через него - и в социальное. Ц.О., следовательно, задают: общую направленность интересам и устремлениям личности; иерархию индивидуальных предпочтений и образцов; целевую и мотивационную программы; уровень притязаний и престижных предпочтений; представления о должном и механизмы селекции по критериям значимости; меру готовности и решимости (через волевые компоненты) к реализации собственного "проекта" жизни. Ц.О. проявляются и раскрываются через оценки, которые человек дает себе, другим, обстоятельствам и т.д., через его умение структурировать жизненные ситуации, принимать решения в проблемных и выходить из конфликтных ситуаций, через избираемые линии поведения в экзистенциально и морально окрашенных ситуациях, через умение задавать и изменять доминанты собственной жизнедеятельности. Личностные кризисы (часто дополнительно провоцируемые кризисами социальными) вызывают, как правило, необходимость в подтверждении или переосмысливании систем Ц.О., преодоления возникающих в них противоречий, т.к. связаны со сменой векторов активности, пересамоидентификацией и рефлексией меры самореализации, обнажением смысловых оснований жизни. В этих случаях успешность разрешения кризисов и минимизация потерь во многом зависят от степени отрефлексированности, динамизма и открытости Ц.О. Непротиворечивость и цельность систем Ц.О. может рассматриваться как показатель устойчивости и автономности личности. Соответственно их противоречивость и "разорванность" - как свидетельство незрелости и маргинальности личности, что фиксируется через неспособность человека вынести оценку и принять решение (или, наоборот, готовности действовать по раз и навсегда установленному стереотипу), с одной стороны, и расхождение вербального и невербального поведения - с другой. Проблематика Ц.О. требует своего существенного переосмысления в условиях современных динамичных социальных систем, предполагающих одновременное самоопределение человека в разных локусах культурного пространства, подчиняющихся разным культурным нормам и задаваемых, соответственно, разными ценностями, далеко не всегда согласующимися между собой. Таким образом, ключ к пониманию Ц.О. следует искать не в субъект-объектных, а в интерсубъективных отношениях людей. Истоки концепции Ц.О. усматривают в работах У. Томаса и Знанецкого, впервые категориально употребивших сам термин, переинтерпретировав понятие attitude (отношение) в переживание личностью значимости какого-либо явления. В качестве теоретического основания концепции Ц.О. называют учение М. Вебера о ценностнорациональном действии. В качестве разработки проблематики Ц.О. могут быть рассмотрены работы Узнадзе по фиксированным социальным установкам.
В.Л. Абушенко
В.Л. Абушенко
Источник: Новейший философский словарь