профессиональная мораль ученого выступает более конкретной, чем общественная мораль, формой разрешения возможных коллизий между интересами личности ученого и интересами общества, между требованиями общества и требованиями профессии. В результате разрешения этих противоречий возникают специфические ценности и нормы, которые затем воспроизводятся, поддерживаются самими же учеными.
Профессионализация научного труда (научная деятельность как профессия) привела к попыткам сформулировать некий «кодекс ученого», «кодекс науки», ставший предметом острого теоретического спора в социологии науки. Так возникает ценностно-нормативная система науки.
Ценностно-нормативная система выполняет две функции:
-во-первых, она обеспечивает согласованиемотивов, интересов и целей всех тех, кто входит в научное сообщество (функция интеграции сообщества);
-во-вторых, она позволяет научному сообще-ству выступать в качестве единого целого во взаимодействиях социального института науки с др.
институтами общества, обеспечивая его автономию.
Теоретическое содержание отношений в науке можно разделить на три группы: «ученый – предмет научного труда» (этика научного исследования); «ученый – научное сообщество» (этика научного общения) и «ученый – общество» (автономия науки и проблема ценностной нейтральности науки). Исходя из этого, понятие «ценностно-нормативная система» тесно связано с понятием этоса науки (впервые сформулировал английский ученый Р.Мертон), включающего в себя этику научного исследования, этику научного общения, этику научной публикации, этику научной дискуссии.