ценности в познании

Найдено 1 определение
ценности в познании
ЦЕННОСТИ В ПОЗНАНИИ — форма проявления социальной и культурно-исторической обусловленности познания субъекта. Термин «ценность» употребляется не только в естественном языке, но и в науке, искусстве, морали, религии и др. сферах духовной жизни. Сохраняется многозначность термина, но в большинстве случаев ценность понимается как функциональное бытие идеи, знания, «вещи», определяемое их значимостью для человека и общества. Как правило, субъектом ценностного отношения является человек, социальная группа, общество в целом, но с появлением системно-структурной методологии понятие ценности стали применять и к системам, не включающим человека. Соответственно появилась тенденция обобщения понятия «ценность». Если на ранних этапах разработки аксиологической проблематики статус ценностей имели нравственные и эстетические феномены, то затем ценность стала рассматриваться как значимость любого объекта; и, наконец, ценность употребляется как параметр любой целеполагающей системы, осуществляющей процедуры оценки и выбора. Сам термин «ценность» стал применяться в положительном, отрицательном и нулевом значении в соответствии с правилами логики оценок.         В применении к познавательному процессу понятие «ценность» также оказалось неоднозначным, многоаспектным, фиксирующим различное аксиологическое содержание. Это, во-первых, отношение эмоционально окрашенное, содержащее интересы, предпочтения, установки, сформировавшиеся у ученого под воздействием нравственных, эстетических, религиозных, социокультурных факторов в целом. Во-вторых, это ценностные ориентации внутри самого познания, т.е. собственно логико-методологические параметры, в том числе и мировоззренчески окрашенные, на основе которых оцениваются и выбираются формы и способы описания и объяснения, доказательства, организации знания, напр., критерии научности, идеалы и нормы исследования. В-третьих, ценности в познании — это объективно истинное предметное знание (факт, закон, гипотеза, теория) и эффективное операциональное знание (научные методы, регулятивные принципы), которые именно благодаря истинности, правильности, информативности обретают значимость и ценность для общества.         Весь 20 в. шла дискуссия о роли ценностей в науке: являются ли они необходимой «движущей силой» для развития науки, или условием успешной деятельности ученых служит их освобождение от всех возможных ценностных ориентиров? Возможно ли полностью исключить из суждений о фактах ценностные предпочтения и познать объект как таковой, сам по себе? Необходимо и возможно ли противопоставление фактичности научного опыта и ценностей как особой формы предметности, представленной в культуре? Ответы на эти вопросы, введение терминологии и способов рассуждения по этой проблеме представлены у И. Канта (различавшего мир сущего и мир должного), у неокантианцев, в трудах М. Вебера. Все они исследовали различие научного и ценностного и не стремились изгнать обсуждение «аксиологической размерности» из философии науки в ее соотношении с культурой. Но вместе с тем формировались идеалы ценностно-нейтрального знания и объективности, особенно в противовес различным формам идеологического давления. Во второй половине 20 в. осуществляется существенный поворот к иной постановке вопроса: этические императивы, ценностно-нормативную структуру, обеспечивающую автономность науки в демократическом обществе, стали рассматривать как необходимые составляющие роста научного знания.         К этим проблемам обращались ведущие философы науки: Т. Кун, М. Полани, И. Лакатос, К. Поппер, Л. Лаудан и др. Важнейшим теоретическим моментом является включение объективно истинных результатов познания, в первую очередь научных истин, в «арсенал» общественных и индивидуальных ценностей. Истина и ценность могут рассматриваться как взаимоисключающие противоположности только в одном отношении: если под ценностным понимается субъективистское, произвольное, идеологическое или утилитарное, — в общем, любое «деформирующее» начало. В этом смысле справедливо требование: наука, истинное знание должны развиваться независимо от «ценностных размерностей» (М.К. Мамардашвили); но если знание истинно, то оно приобретает значимость, ценность для общества; в этом смысле истина относится к «ценностным универсалиям» (Н.В. Мотрошилова).         Одна из базовых форм проявления функции ценностей в науке — процедура выбора, осуществляемого учеными. В современной литературе по философии науки исследуются ситуации и критерии выбора теорий и гипотез: выбор тематики и направлений в фундаментальных и прикладных науках, в научно-техническом прогнозировании, морально-этические критерии выбора в науке и др. Соответствие теории эмпирическим фактам является необходимым условием выбора, но вместе с тем это не дает возможности полностью определиться. На выбор теории могут влиять различные факторы ценностного характера, мировоззренческие, психологические, идеологические и даже экономические моменты. Особую роль, в частности в выборе физической теории, играют методологические принципы соответствия, дополнительности, инвариантности, наблюдаемости, простоты и др., выражающие интересы и предпочтения исследователей. Один из плодотворных способов содержательной конкретизации ценностей и ценностных ориентации в науке — это их интерпретация как исторически изменяющейся системы норм и идеалов познания. Продолжается исследование такой проблемы, как «наука и нравственность», и разрабатывается специальная область знания — этика науки, изучающая принципы, которыми руководствуется ученый в своей познавательной деятельности внутри научного сообщества, в обществе в целом. И в этом случае воспроизводятся все те же проблемы: как наука, будучи социально обусловленной, в частности, этическими ценностями субъекта и общества, может получать объективно истинное знание? является ли противоречивое единство науки и нравственности вечным, или оно исторически преходяще и не отражает объективно сложившуюся ситуацию сегодня? В поисках решения этих проблем находят свое отражение как кантовская, так и вновь возникшая, несущая на себе печать сциентизма и технократизма «анти-кантовская» традиция, принимающая отчужденную от морали форму науки за ее сущность, имманентное ее природе состояние. Вместо блестящей кантовской догадки о необходимости единства, взаимополагания теоретического и практического разума мы имеем жесткое разведение «мира сущего» и «мира должного», признание лишь внешней «коллизии» между ними, отнесение проблемы к пройденному историческому этапу. Такой подход, излишне автономизирующий научное познание, не усматривающий глубинных связей между этическим и когнитивным, представляется непродуктивным.         Л.А. Микешина

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
797.39 кб

Мерило ценностей познания

Емельянович Ирина
Серия статей, посвященная 80-летию белорусской академической философии.
Читать PDF
185.66 кб

Познание свободы как ценности

Макеева Е. А.
Статья посвящена анализу свободы в системе ценностных представлений человека. Особое внимание в статье уделено анализу взаимоотношений свободы и ценности, свободы и смысла, свободы и творчества.
Читать PDF
6.52 мб

Социальное познание и ценности

Филатов В. П.
Читать PDF
336.97 кб

Ценностное отношение и познание

Клёцкин Михаил Васильевич
Статья посвящена рассмотрению онтологического значения концепта «ценностное отношение» в процессе познания.
Читать PDF
115.96 кб

Научное познание человека и ценности

Юдин Борис Григорьевич
Комплексное изучение человека стоит перед методологической проблемой преодоления жестких разграничительных линий, которые разделяют подход к человеку как природному существу, с одной стороны, и как к образованию в существенной мер
Читать PDF
264.12 кб

Ценностные аспекты научного познания и знания

Мирошников Юрий Иванович
В статье показано, что ценностные аспекты науки являются предметом эпистемологии, которая сегодня обычно понимается как философия научного познания.
Читать PDF
168.74 кб

Понятие ценностной идеи в политическом познании

Матвеева Наталья Юрьевна
В статье рассматривается понятие ценностной идеи в обществен ных науках, ставится проблема использования этого понятия при анализе политических явлений. Анализируется состояние ценностных идей в совре менном обществе.
Читать PDF
358.59 кб

Принцип объективности и ценности научного познания

Яковлев Виталий Юрьевич
В статье проводится теоретический анализ единства и дополнительности познавательного и ценностного измерения в структуре научного познания.
Читать PDF
129.08 кб

Истина и ценности как ориентиры социального познания

Бараш Р. Э.
Читать PDF
87.02 кб

Ценность: дискурс богословского и гуманитарного познания

Гневашева Вера Анатольевна
В статье анализируется содержание понятия «ценность» в социологии и системе гуманитарных наук, значимость религиозного фактора в ценностном миропонимании и самоопределении человека.
Читать PDF
11.64 мб

Ценностное сознание и социальная теория познания Д. Блура

Моркина Ю. С.
Читать PDF
152.85 кб

Ценностные основания научного познания (обзор конференции)

Белкина Галина Леонидовна, Корсаков Сергей Николаевич
The 15 th Frolov Readings, Science Conference was held on December 1, 2015 at the RAS Institute ofPhilosophy. I.T.
Читать PDF
233.79 кб

Ценности истории и роль музея в познании исторического смысла

Лушникова Алла Вячеславовна
Через определение истории как процесса формирования ценностей предложена классификационная схема исторических ценностей.
Читать PDF
88.64 кб

Методология научного познания и теория ценности П. А. Сорокина

Лукьянов Вячеслав Георгиевич
В статье раскрывается определенная смена понятийных приоритетов П.А.
Читать PDF
361.00 кб

К вопросу о ценностно-смысловой детерминации научного познания

Супрун Нелли Геннадьевна
В статье утверждается идея необходимости рефлексии «человекоразмерных» ценностно-смысловых детерминант научного познания на современном постнеклассическом этапе развития науки и обосновывается идея разграничения двух уровней смысл