ЦЕННОСТЕЙ ТЕОРИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

ЦЕННОСТЕЙ ТЕОРИЯ
см. Аксиология. (по Ницше) устанавливает ценности; см. Философия ценностей.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЦЕННОСТЕЙ ТЕОРИЯ
аксиология, филос. учение о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т. е. о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.
Проблема ценностей в предельно широком значении неизбежно возникала в эпохи обесценивания культурной традиции и дискредитации идеологич. устоев общества. Кризис афинской демократии заставил Сократа впервые поставить вопрос: «Что есть благо?». Это - осн. вопрос общей Ц. т. В антич. и ср.-век. философии ценностные (этико-зстетические и религиозные) характеристики включались в само понятие реальности, истинного бытия. Вся традиция идеалистия. рационализма от Платона до Гегеля и Крояе отличается нерасялененностью онтологии и аксиологии, бытия и ценности. Аксиология как самостоят. область филос. исследования возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как объект разнообразных яеловея. желаний и устремлений. Гл. . задаяа аксиологии - показать, как возможна ценность в общей структуре бытия и каково ее отношение к «фактам» реальности. В подходе к аксиология. проблеме можно выделить следующие типы Ц. т.: натуралистия. психологизм, трансцендентализм, персоналистич. онтологизм, культурно-историч. релятивизм и социологизм.
К первому типу учений о ценности относятся взгляды А. Мейнонга, Р. Б. Перри, Дж. Дьюи и К. И. Льюи,са. Общим для них являются утверждения о том, ято истояник ценностей заключается в биопсихологияески интерпретированных потребностях яеловека, а сами ценности могут быть эмпирияески фиксированы как специфия. факты наблюдаемой реальности. Так, Александер рассматривал ценности как некие «третичные качества» (наряду с первичными и вторичными качествами). Значит. роль в аксиология. психологизме играет понятие стандартизации ценностей на основе весьма неопределенно понимаемой «полезности», или «инструментальности». С др. стороны, интерпретация ценности как эмпирияески констатируемого феномена ознаяает, в сущности, сведение ценности к факту, т. е. смешение ценности с предметной реальностью.
Для аксиология. трансцендентализма, развитого баденской школой неокантианства (Виндельбанд, Риккерт), ценность - это идеальное бытие, бытие нормы, соотносящееся не с эмпирияеским, а с «чистым», трансцендентальным, или «нормативным», сознанием. Будучи идеальными предметами, ценности не зависят от человеч. потребностей и желаний. Однако, с др. стороны, идеальное бытие должно опираться на реальность. Это противореяие в обосновании онтологич. природы «нормативного» сознания приводит представителей Ц. т. либо к позиции, исходящей из субъективного эмпирич. сознания, идеализирующей абстракцией от к-рого и выступает яистая нормативность, либо к признанию яистого спиритуализма, постулирующего сверхчеловеч. «логос». Последнее решение избирает персоналистич. онтологизм, наиболее видным представителем к-рого был Шелер. Реальность ценностного мира, согласно Шелеру, гарантирована «вневременной аксиологической серией в боге», несовершенным отображением к-рой «служит структура человеч. личности. Тип личности определяется свойственной ей иерархией ценностей, к-рая и образует онтологич. основу личности. Попытки освободить аксиологию от религ. предпосылок (Н. Гартман) порождают проблему независимого существования сферы ценностей.
Для культурно-историч. релятивизма, у истоков к-рого стоял Дильтей, характерна идея аксиологич. плюрализма, т. е. множественности равноправных ценностных систем, опознаваемых с помощью историч. метода. По существу это означало критику самой программы общей Ц. т. как абстрагирования от культурно-историч. контекста и произвольного увековечивания к.-л. одной «подлинной» системы ценностей. При этом для мн. последователей Дильтея был характерен ин-туитивистский подход к истолкованию ценностного смысла культур (напр., у Шпенглера, Тойнби, Сорокина и др.). М. Вебер в своей «понимающей социологии» воспринял у неокантианцев представление о ценности как норме, способом бытия к-рой является значимость для субъекта, и применил его к интерпретации социального действия и социального знания. В дальнейшем у Знанецкого и особенно в школе структурно-функционального анализа (Парсонс и др.) понятие ценности приобрело обобщенно методологич. смысл как средство выявления социальных связей и функционирования социальных институтов: социальная система любого масштаба предполагает существование неких разделяемых всеми общих ценностей. При этом не учитываются обществ.
противоречия и преувеличивается роль ценностных механизмов в регуляции человеч. деятельности. Историч. материализм рассматривает ценности в их социально-историч., экономич. и классовой обусловленности. Анализ ценностей широко используется марксистами при изуяении истории культуры, науки, обществ. сознания и лияности (см. Ценность).

Источник: Советский философский словарь

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
89.13 кб

Ценностные основания теории элит

Аль-Двани Мохаммед Фадель Хусейн
Легитимация привилегий, гарантирующих господствующее положение, происходит через признание представителей элиты носителями высоких ценностей, которые они призваны реализовать, занимая руководящее положение в общественных института
Читать PDF
250.48 кб

Проблема статуса в теории ценности

Галимбекова Фатима Сабигияровна
В статье рассматривается проблема статуса ценности. Выявлены основные концепции теории ценности, в которых ценности рассматриваются как субъективистские концепции. Выявлены основные формы субъективизма.
Читать PDF
155.04 кб

Теория эволюции в ценностном измерении

Фесенкова Л.
Читать PDF
185.02 кб

Ценностная зависимость исторической теории

Щербаков Дмитрий Александрович
Статья посвящена исследованию ценностной зависимости теоретической концепции В. О. Ключевского. Ставится задача выявления соотношения аксиологических и методологических детерминант исторической теории.
Читать PDF
1.39 мб

Теория ценностно-потребностной сферы личности

Грамотунова Наталья Константиновна
В статье с целью определения инструментального назначения исследуется общественный и родовой профили ценностно-потребностной сферы личности учебных мигрантов и студентов, проживающих в РХ.
Читать PDF
811.13 кб

Российская идентичность в свете теории ценностей

Кочеров С.Н.
В любом обществе можно обнаружить систему ценностей, адекватную потребностям и интересам данного социума. Русский мир также имеет свои ценности, которые характеризуют его социокультурную идентичность.
Читать PDF
417.35 кб

Природа бинарных оппозиций в свете теории ценностей

Шрейбер В.К.
Читать PDF
410.33 кб

Субъективная система ценностей: теоретический анализ

Макаренко Олег Николаевич, Тепляков Николай Николаевич
В статье описан специфический подход к проблеме ценностей. Проанализированы такие стороны проблемы системы ценностей, как природа, структура, а также раскрыты механизмы ее формирования.
Читать PDF
2.81 мб

Теорема ценности отдыха в жизнедеятельности человека

Пожитной Николай Михайлович, Хромешкин Валерий Михайлович
Представлено доказательство теоремы ценности отдыха в жизнедеятельности человека, которая формулируется следующим образом: ценность отдыха, в отличие от его бытия (факта наличия или отсутствия), определятся его значимостью.
Читать PDF
148.62 кб

Трансцендентально-теоретическая проблематика ценности

Кибизова Этери Эдуардовна
Статья посвящена изучению трансцендентально-теоретической проблематики ценностей, которые раскрываются в синтезе трансцендентальной и формальной логик.
Читать PDF
16.60 мб

Учение о ценностях в теории интерпретации Эмилио Бетти

Россиус Юлия Геннадиевна
Автор ставит своей целью показать, что учение о ценностях, изложенное Эмилио Бетти в «Пролегоменах» к «Общей теории интерпретации» и почерпнутое им в существенной части у Николая Гартмана, может быть рассмотрено как совокупность п
Читать PDF
226.61 кб

Ценностно-перформативное измерение психологических теорий

Кричевец А. Н.
Психология как научно-практическое предприятие демонстрирует «сращивание» и переплетение научно-когнитивных, ценностных и прагматических аспектов.
Читать PDF
11.64 мб

Ценностное сознание и социальная теория познания Д. Блура

Моркина Ю. С.
Читать PDF
128.82 кб

Современные подходы к теории ценностей и музейная практика

Трусов Александр Александрович
Считается, что аксиология способна решить проблему разрыва между теорией и практикой общественной деятельности. Однако современные философы ставят возможность выполнения этой задачи под сомнение.
Читать PDF
170.67 кб

Трансформация духовных ценностей: вопросы теории и практики

Янгузин Айбулат Римович
В настоящей статье рассматриваются проблемы трансформации духовных ценностей современного российского общества и возможности управления этим процессом со стороны государства и общественных организаций.

Похожие термины:

  • СИМВОЛИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЦЕННОСТЕЙ

    одна из распространенных в совр. буржуазной ак-сиологии этических концепций, сторонники к-рой рассматривают систему ценностей как создаваемый человеком особый символический мир. В основе С. т. ц.
  • Следствия субъективной теории ценностей

    Следствия этой доктрины значительны. Прежде всего, такая вещь, как "грех", не может существовать в каком-либо абсолютном смысле; то, что один человек называет "грехом", другой может называть "доброде