(Expediency). Свойство поступка, когда заранее установленная цель достигается теми средствами, крые позволяют прийти к ней прямым путем и с наибольшей выгодой, безотносительно к моральной подоплеке использованных средств.
Известно несколько типов отношений между целесообразностью и моральными ценностями. Согласно учению утилитаристов, эти две сферы полностью совпадают действительно целесообразное и есть правильное.
В учении стоиков и у Канта эти две сферы совпадают лишь частично. Добру необходимо следовать всегда только из верности долгу, но в ситуации, где невозможно применить моральный критерий поведения, единственный разумный выход целесообразность.
Третий тип отношений между целесообразностью и моральными принципами заключается в следующем: они полностью исключают друг друга и находятся в состоянии конфликта. Поэтому то, что представляется целесообразным, делать лишь по этой причине не следует; всякий поступок должен иметь моральное оправдание.
Христиане обычно следовали вторым путем и не отрицали сферу адиафоры, в крой имела место целесообразность, однако некрые склонялись к третьей точке зрения. Все христиане согласны между собой в том, что каким бы нецелесообразным ни казалось то или иное действие, верующий, полагаясь на провидение Божье, должен быть уверен в том, что в конечном итоге всякое нравственное усилие "содействует ко благу" (Рим 8:28).
K.S. Kantzer (пер. в. Р.)
См. также: Адиафора, Адиафористы; Этические системы, христианские; Казуистика; Ситуативная этика.
Целибат (Celibacy). Соблюдение безбрачия с целью обрести религиозное благочестие и чистоту. Безбрачие характерная черта многих христианских течений и, в силу ряда причин, существует в других религиях. Начиная с IV в. целибат стал обязательной нормой для католического духовенства, несмотря на периодически выдвигавшиеся требования его отмены. Протестантская Реформация отвергала наличие библейских оснований для обязательного целибата, Лютер, Цвингли, Кальвин были женаты.
Главный фактор, породивший практику целибата, языческий дуализм, подменивший здоровое отношение к браку и семейной жизни, к-рое ранняя Церковь унаследовала и от ВЗ, и от НЗ. Такой дуализм был обычным для многих религиозных движений и философских учений той эпохи. В основе его лежало отрицание всего материального, к-рое считалось злом и противопоставлялось добру чисто духовной жизни. Вскоре в Западной церкви повсеместно утвердилась практика: те, кто полностью предает себя служению Богу, отделяют себя от таких материальных реалий, как сексуальные отношения, а также от христианского брака. В итоге целибат стал нормой для монахов и священников. Восточная церковь сделала исключение для духовенства, рукоположенного после женитьбы, женатый священник не долпринимать целибат.
НЗ настаивает на том, что брак это нормальное явление, с характерными для него сексуальными отношениями и семейными устоями, однако признает и важность целибата. Примером здесь могут послужить Иоанн Креститель, ап.
Павел и сам Иисус. К-ром е того, в Мф 19 и 1 Кор 7 прямо говорится о ценности целибата. И Павел (1 Кор 7:7), и Иисус (Мф 19:12) говорили, что целибат это дар, крый Бог дает не всякому. Те, кто принимает этот дар, должны отвергнуть брак во имя большей свободы и служить только Богу, поскольку они меньше привязаны к земным вещам. Но это не значит, что брак греховен (см. у Павла 1 Кор 7:9,28,36,38). Запрет вступать в брак считается "бесовским" (1 Тим 4:13). Нормально, чтобы церковные руководители были женаты и вели примерную семейную жизнь (1 Тим 3:13; Тит 1:6). Христианина нельзя принуждать к целибату; однако принявшие этот дар от Бога достойны похвалы, поскольку их поступок выражает готовность служить только Царству Божьему.
О. G. Oliver, Jr. (пер. Ю.Т.) Библиография: W. Basse" and P. Huzing, eds., Celibacy in the Church; C. Frazee, "The Origins of Clerical Celibacy in the Western Church", CH 41: 14967; G. Frein, ed., Celibacy: The Necessary Option; H. Lea, History of Sacerdotal Celibacy in the Christian Church, 2 vols.; B. J. Leonard, "Celibacy as a Christian LifeStyle in the History of the Church", RE 74:2132; H.J.M. Nouwen,"Celibacy", PP27:7990; P. Schaff, History of the Christian Church, II, 397^14.