CAUSA
CAUSA
(лат.) — первопричина, основание. Causa efïiciens — действующая причина; Causa finalis — целевая причина (см. Целесообразность); Causa sui — причина самого себя, обозначение Бога в схоластике, чтобы тем самым охарактеризовать безусловность и независимость Бога; неосхоластика считает его спинозистским термином и отвергает его. Causa occasionales — случайные причины; см. Окказионализм.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
CAUSA
лат.) - первопричина, основание. Causa efficiens - действующая причина; causa finalis - конечная причина, определяющая цель (см. Целесообразность); causa formalis - формальная причина; causa sui - причина самого себя; этими понятиями схоласты выражают безусловность и независимость существования Бога; Causa vera - истинная причина; causae occasionalis - случайные причины. См. Окказионализм.
Источник: Философский энциклопедический словарь
CAUSA (causa, reason)
причина, основание как побудительное начало; то, от чего вещь берет свое начало, и в этом смысле происходит только из него, следовательно, зависит от него в бытии и действии. Аристотель выделил четыре типа причин: формальную, материальную, движущую и целевую. Через сетку этих причин средневековые философы XIII в. (Роджер Бэкон, Фома Аквинский) проводили любое доказательство, но при этом превращали логику этих доказательств в причинно-следственные отношения, т. е. в однопричинные. Средневековая идея качествования вещи обнаруживалась в сумме эффектов при одной - действующей, производящей причине, которая представляла наивысшее и наибольшее бытие, а следствие было способом сопричастия этому бытию. Ср. PRINCIPIUM, ELEMENTUM.
Источник: Латинский словарь средневековых философских терминов