ЦАРСТВО БОЖИЕ
ЦАРСТВО БОЖИЕ
совершенный нравственный миропорядок, в котором реализуется безусловное значение всякого существа; устанавливается в процессе всемирного совершенствования как высшая, последняя ступень мирового прогресса, вслед за «царствами» природными и историческими (минеральным, растительным, животным и человеческим); как окончательная победа добра над злом, открыта душе каждого, т.к. его источник находится не вне, а «внутри нас» (Л. Н. Толстой).
ЦАРСТВО БОЖИЕ
- в ортодоксальном христианском понимании "царство Христа и Бога" (Еф.5.5); оно присутствует в мире в Церкви, собирает всех принявших Христа и ставших на путь святости и грядет, чтобы победить полностью и окончательно все сатанинские силы и подчиненные им силы мира сего. Царство Божие - "то, для чего создан мир, то, для чего создан каждый человек, то, для чего существуют все культуры, все цивилизации" (о. А.Шмеман). В протестантском либерализме - состояние нравственного совершенства будущего идеального общества как цели исторического процесса. У П.Чаадаева - грядущая христианская цивилизация как итог всемирной творческой работы христиан, пересоздающей мир согласно евангельскому идеалу. Вл. Соловьев видел в Царстве Божием на земле реализацию Всеединства как цели истории, к которой мир идет эволюционно, реализацию, имеющую как религиозные, так и политические аспекты (см.: ТЕОКРАТИЯ). Земное торжество Царства означает, однако, конец философии как таковой. Русская мысль ХХ в. осмысливает это Царство в основном эсхатологически - как победу Бога над силами царства мира сего в грядущих катастрофических для мира событиях конца истории и перехода в метаисторию. П.Тиллих трактует Царство как "ответ [свыше] на неопределенность исторического существования человека..., исторического измерения всех сфер жизни" и видит в нем как трансцендентные, так и имманентные стороны.
Источник: Краткий религиозно-философский словарь