ЦАРЬ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЦАРЬ

        как и в др. древних об-вах, в Индии не только правитель гос-ва, но и фигура сакральная. Осн. термин, обозначающий Ц. — раджа(н), — встречается еще в "Ригведе".
        Ц. именовались нек-рые боги (Индра, Варуна и др.) в момент их триумфа, во время совершаемого в их честь торжеств, ритуала. В Ведах обычно речь идет о Ц. как предводителе племени, "владыке людей" (нарапати), позднее — как "владыке земли" (бхупати). "Царские" наименования (раджанья, раджапутра) имели все представители военной знати (см. КШАТРИИ). Объединения раджей возглавляли "верховные цари" (адхирадж, самрадж). В кон. I тыс. до н. э. — нач. н. э. в царскую титулатуру проникли понятия, заимствованные из иранско-эллинистич. мира:
        "Великий царь, царь царей", "Спаситель", "Сын Бога" (махараджадхираджа, тратара, дэвапутра). Ц. считался воплощением харизмы власти (кшатра), так же как брахманы олицетворяли собою Брахман. Ближайшим советником Ц. и его защитником от реальных и магич. опасностей являлся домашний жрец (пурохита). Ритуал выбора пурохиты воспроизводил свадебную обрядность, и связь между Ц. и жрецом считалась столь же священной и нерушимой, как брачный союз. Атрибутами и символами царской власти являлись трон, колесо колесницы (чакра), слон и конь, драгоценный камень (ратна). Ц. в индийской традиции фигурирует прежде всего как храбрый воин, к-рый прославляется за подвиги подобно богу Индре. Его гл. функцией является "защита" подданных от врагов. Он несет в себе частицы всех восьми локапал (богов — хранителей мира, покровителей сторон света), сам занимая как бы центр вселенной. В зависимости от него находится плодородие земли. В индийской лит-ре часто встречаются образы, свидетельствующие о том, что Ц. рассматривался как "муж Земли" (представленной в обрядах царицей). Часто подчеркивается не только его мужество, но и сексуальная мощь. Связанные с Ц. эротические обряды должны были обеспечить дождь как "оплодотворение" почвы. Ритуалы коронации (раджасуя, абхишека) отражают представления о том, что до появления Ц. во вселенной господствует Хаос, а с воцарением устанавливается гармония и начинается новый мировой период. В идеале Ц. стремится к максим, распространению своей власти, дабы достичь положения мирового владыки — чакравартина (букв, вращающего колесо). Последнее нередко ассоциируется с поддержанием праведности (дхарма), с отеческим отношением Ц. ко всем живым существам (праджа — подданным, букв, потомству). Согласно инд. представлениям, Ц. не устанавливает нормы извечной дхармы, но осуществляет их на Земле с помощью власти и наложения наказания (данда). Ц. порою уподобляется домохозяину, к-рый способен рассматривать все царство как нечто полностью ему принадлежащее, подобно домашнему имуществу или даже собственной плоти.
А. Вигасин

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

ЦАРЬ
мифологизированный образ правителя, вождя, главы государства, первопредка династии; в пантеоне — царь богов (злых духов и т. п.).
Царь богов — устроитель космоса (ср. Мардука, избранного на царство для сражения с Тиамат — воплощением хаоса, Зевса, поражающего Тифона и возглавляющего богов в гигантомахии, я др.). Мифологизированный земной правитель — культурный герой и устроитель государства: Ромул — строитель города и т. п.
Земной Царь мог отождествляться с Ц. богов и наделялся космогоническими функциями: ср. отождествление фараона с Ра и Осирисом (после смерти), титул китайского императора ди, к-рым наделялись мифические правители — культурные герои, воплощавшие основные космические функции (см. У ди, Шап-ди), и т. п. Мифический Ц. как первый правитель наделен функциями культурного героя (ср. Киева у руанда, кит. Хуан-ди и т. п.), правит в золотом веке (иранский Йима), оказывается первым смертным — Ц. мертвых (инд. Яма). Исторические Ц.— основатели государств также выступали в роли культурных героев (Давид, Чингисхан, Александр Македонский — ср. Искиайар).
Характерны генеалогические мифы, возводящие династии Ц. (роды вождей) к богам — полинезийскому Тане, рим. Марсу, скандинавскому Ингви — Фрейру и т. п., главам пантеонов в африканских традициях (Оло-рун и др.), мифы о чудесном рождении (или нахождении) правителя (в т. ч. у дерева, символизирующего его космогонические функции и роль посредника между богами и людьми — ср. литовского Лиздейку, корейского Пап Хёккосе и т. п.), о призвании правителя, на к-рого указывает чудесное знамение (морд. Тюштпян, Пак Хёккосе и др.).
Др. вариант мифологизации Царя как медиатора между богами и людьми, мифическим временем и историей — эвгемерическпе мифы, изображающие богов как земных правителей в греческой (Зевс и др. у Эвгемера, 4 в. до н. э.), скандинавской (Один и др. у исландского автора Снорри Стурлусона, 13 в.), китайской (Хуан-ди, Яо, Шунъ и др.), корейской (Чумон и др.) и др. мифологиях. Ц. как центральная фигура ме-зокосма — города, страны — ответствен за социальное и космическое благополучие, прежде всего — плодородие, к-рое он должен был обеспечивать, совершая календарные обряды как Ц.— жрец (Ц.— пахарь и т. п.), при посредстве своей сакральной силы (в т. ч. силы имени Ц.— ср. имя императора Августа как символ возрастания — Verg Georg. I 25) и т. п. Преступление (нарушение табу), совершаемое Царем, приводит к бедствиям целой страны (ср. мотив Ц.— Эдипа).
С магической силой Царя связан сюжет «золотой ветви» (по Дж. Фрейзеру): жрецом Дианы мог стать беглый раб, сорвавший ветвь (аналог мирового древа, ср. скипетр и т. п.) в святилище богини в Немийской роще — он получал право сразиться со своим предшественником, завладевшим ветвью, и в случае победы провозглашался «царем леса».
Фрейзер реконструировал мотив убийства — жертвоприношения Ц.— жреца, чьи силы и магическая власть над природой (плодородием) иссякали к старости. Временная ритуальная замена Ц. рабом, символизирующая смерть Ц. с последующим возрождением, характерна для действ во время праздника: ср. рим. сатурналии, где избирался шутовской Ц., а рабы менялись местами с хозяевами — т.о. восстанавливался золотой век Сатурна.
Временное превращение Царя в раба — традиционный мифологический мотив: ср. Соломона, лишенного царства Асмодеем, «рабскую» казнь на кресте Иисуса Христа, «Царя Иудейского», и грядущее пришествие его как мессии — помазанника Божьего (ср. также образы идеального царя — будд. Чакрави-тин и т. п.).

Источник: Мифологический словарь. Москва. Советская Энциклопедия. 1991

Царь
(King).
Это слово обозначает монарха, обычно  правителя независимого государства. В древности тем же титулом иногда пользовались правители государствколоний или провинций, подчинявшихся к.л. имперской власти.
Монархия была преобладающей формой правления в древних ближневосточных государствах. Властители носили титул "царь" (в Месопотамии, Сирии, Палестине) или "фараон" (в Египте). Значения этих слов во многом совпадают. Сан и положение таких властителей имели не только светское, но и религиозное значение. В Египте царя (фараона) в какомто смысле считали богом, а в Месопотамии и сиропалестинских государствах  наместником Бога на земле. Теоретически царь обладал абсолютной властью, края возводилась к одному из высших богов (в Азии, как правило, к царствующему богу), но предполагалось, что монарх будет пользоваться ею мудро. Он был обязан не только защищать и укреплять государство (в т. ч. и воевать), но и осуществлять правосудие для граждан государства. Обычно царская власть в ближневосточных государствах передавалась по наследству, однако изза превратностей войны и политики династии часто сменяли одна другую.
В Израиле царский сан впервые возник в XI в. до н.э., когда Саул стал первым полноправным монархом. До того вождями народа были люди, наделенные пророческим даром (Моисей, Самуил), и судьи. Монархия не могла установиться, потому что иудейское общество сопротивлялось учреждению царской власти. Возможно, сопротивление было отчасти вызвано сведениями о злоупотреблениях монархии в других государствах. Но, помимо этого, у иудеев еще со времен Исхода из Египта (Исх 15:18) зародилось осознание той теологической истины, что подлинный царь Израиля  Бог. Поэтому, хотя иудейский закон предвидел и допускал царскую власть, ограничивая ее определенными условиями (Втор 17:1420), ее никогда не воспринимали как идеальную форму правления.
Начиная со времен Саула царство сохранялось всю историю независимого существования Израиля. Сначала монархия была единой(Саул, Давид,Соломон); после разделения царств она оставалась законной формой правления и в Северном, Израильском, и в Южном, Иудейском, государствах. Хотя изза политических столкновений Северным царством правило последовательно несколько разных династий, нормой в обоих государствах была передача власти по наследству. На юге, в Иудейском царстве, основанная царем Давидом династия сохраняла власть до того, как оно было уничтожено Вавилонской империей(586г. дон.э.).
Начиная с падения Южного царства иудеи (и не только пророки) стали размышлять о том, почему же пала и пресеклась династия Давида. Многие надеялись, что царство под властью царя из дома Давидова будет создано снова. Для некрых пророков эта надежда приобрела особый, теологический смысл; они уповали не на монархическое государство и не на очередного человека, облеченного царским саном, а, скорее, на такое царство, где господствует особый, мессианский царь. Тогда изменится и сама природа царствования  власть, крую символизирует царский меч, сменится властью мира (Зах 9:910).
Именно такое, полностью переосмысленное представление о царствовании свойственно НЗ(Мф 21:110). Первое общее изложение проповеди Христа в Мк показывает, что это была проповедь о Царстве Божьем (1:1415). Евангелия постоянно возвращаются к этой теме. Такое Царство не имеет ни географической территории, ни земного правительства, ни смертного царя. Оно выходит за пределы, с крыми обычно соединяется представление о государственации, и объединяет всех, кто откликнулся на весть о нем. Христос своей смертью и воскресением утвердил это Царство и в земном, и в духовном смысле (1 Кор 15:2428), хотя окончательное его осуществление еще предстоит.
На протяжении всей истории западного христианства царская (королевская) власть была общей формой правления во многих из государств, где исповедовали христианство. Время от времени делались попытки обосновать " божественное право короля", используя, гл. обр., в.з. образец. То, что в НЗ он был пересмотрен, сторонники таких прав не замечали. В современных монархиях царь  точнее, король (или королева)  обладает лишь ограниченной властью, и только в земных делах, хотя иногда ее обладатели и принимают на себя обязанности " защитников веры ".
Р.С. Craigie (пер. Д.Э.)
Библиография: М. Buber, Kingship of God; J. Gray, The Biblical Doctrine of the Reign of God; A. R. Johnson, Sacral Kingship in Ancient Israel.
См. также: Царство Божье, Царство Небесное, Царство Христа.

Источник: Теологический энциклопедический словарь