ЦАО ДУАНЬ
ЦАО ДУАНЬ
Цао Чжэнфу, Юэчуань сяньшэн ("Учитель из Юэчуаня"). 1376, Мяньчи (совр. пров. Хэнань),- 1434. Философ-неоконфуцианец, последователь "учения о принципе" (ли сюэ). Был попечителем учебных заведений окр. Хэчжоу, изучал гл. обр. взгляды Чжу Си (12 в.). Осн. соч. - "Сяо цзин шу цзе" ("Описание и изъяснение "Канона сыновней почтительности"), "Сы шу сян шо" ("Подробное изъяснение "Четверокнижия"), "Цао Юэчуань цзи" ("Собр. соч. Цао из Юэчуаня") и др. Определяя соотношение структурообразующего "принципа" (ли [1]) и материалообразующей "пневмы" (ци [1]), утверждал, что "принцип правит пневмой" (ли юй ци). Выступал против отождествления "Великого предела" (тай цзи) с "пневмой", полагая, что он тождествен "принципу", так же как и "[индивид.] природа" (син [1]). Универсальность "принципа" подразумевает и универсальность "[индивид.] природы", вне к-рой "в Поднебесной нет вещей". Возможность для человека составить "триаду" (сань цай) с Небом и Землей относил на счет интегрирующей функции сознания и психики ("сердца" -синь [1]), "подвижническая" (гунфу) работа к-рого позволяет встать на "Великую дорогу" (да лу) осуществления дао. Проповедовал "передачу [ортодокс, конф.] традиции" (дао тун чжи чуань). Подвергал критике буддизм за фактич. отождествление "[индивид.] природы" с "пустотой" - шуньей (пун), что выводит "природу" за рамки "небесного предопределения" (тянь мин, см. Мин [1]), а учение Лао-цзы - за отождествление дао и "пустотно-сти" (сюй), что, по его мнению, ведет к отрицанию возможности дао управлять "[индивид.] природой". Сюй. Юаньхэ