праздник в ламаизме, во время к-рого ламы и бродячие актеры в масках и костюмах, изображающих будд. божества, в сопровождении музыки пляшут и символически сжигают «злого духа».
ЦАМ
ЦАМ
Источник: Атеистический словарь
ЦАМ
(монг. - пляска, мистерия) - ламаитский праздник, во время к-рого ламы в масках, изображающих будд. божества, совершают пляски под звуки монастырского оркестра. Центр, моментом этой религ. пантомимы является сожжение «злого духа» - сора, символизируемого небольшой куклой из теста.
ЦАМ
монг.), чам (тиб.)—религ. мистерия, совершавшаяся ежегодно в будд. монастырях Тибета, Непала, Монголии, Бурятии, Тувы. Истоки Ц. разнообразны: концепции и ритуальная практика буддизма, древние театрализованные представления (в т. ч. шаманские мистерии) Южн. и Цент. Азии; но мнению ряда ученых, прототипы масок Ц. можно найти на петроглифах и наскальных рисунках Цент. Азии, восходящих к неолиту и бронзовому веку. По мере распространения буддизма на территории, оказавшейся в зоне влияния тиб. цивилизации (Монголия, Бурятия, Тува, Гималаи), Ц. превращается в одну из осн. форм религ. мистерий. Согласно традиции, древний шаманский комплекс включается в будд. ритуал Падмасамбхавой, символизируя т. обр. победу буддизма над древними тиб. верованиями: реальное жертвоприношение заменяется его символич.воспроизведением. Ц. включен в обрядовую практику каждой будд. школы, каждый монастырь имел свой набор масок, костюмов, музык. инструментов, что определялось материальными возможностями монастыря; сама мистерия совершалась во дворе монастыря. Известны неск. видов Ц.: разговорный с многочисл. диалогами и импровизациями, когда актеры-ламы обращались к зрителям и вели себя в соответствии с их реакцией; Ц.— пантомима; Ц. с числом участников в 4—5 чел. и Ц. с числом участников в 108 (сакральное число в буддизме) чел.; Ц., посвященные разным персонажам и событиям будд. истории и мифологии. В монастырях Тибета Ц. чаще всего устраивался в связи с празднованием наступления Нового года, в Монголии, Бурятии, Туве Ц. приурочен к летним праздникам будд. календаря. Исполнять его могли лишь прошедшие посвящение монахи, незначит. роли доверялись монастырским послушникам. В течение неск. недель перед исполнением Ц. в монастырях шли спец. службы: исполнители ролей богов будд. пантеона погружались в медитацию, идентифицируя себя с соответствующими богами. Конечных целей у Ц.было несколько, и в разных школах делался упор на разное: Ц. как средство, ведущее к просветлению; Ц. как способ умиротворения и нейтрализации злых духов, чтобы наступающий год прошел благополучно для проводящего Ц. коллектива людей; Ц. как подготовка к тому, что ожидает человека после смерти в период его пребывания в состоянии бардо. В числе персонажей Ц. устрашающие боги ранга дхармапала, птице- и звероголовые божества, вошедшие в будд. мифологию и обрядовую практику из добудд. религии Тибета бон, персонажи инд. и центральноазиатской мифологии (хранители сторон света локапала, божество плодородия и долголетия Белый старец, Гаруда, инд. пандиты, Хашин-хан и 7 его детей и т. д.). Много для становления и развития обрядности Ц. сделали далай-ламы V и XIII. Н. Л. Жуковская, Е. Д. Огнева
Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь