Цай-шени
Цай-шени
в китайской мифологии боги богатства: Би-гань, Ши Чун, Гуань Юй и др. По даосской мифологии, на небесах существует министерство финансов (богатства), во главе которого стоят Чжаобао тянцзюнь («небесный государь, призывающий сокровища») и Нацян тянцзюнь («небесный государь, приносящий деньги»), иногда считается, что во главе этого министерства находится главнокомандующий Чжао, которому помогают два сановника: Сяо Шэн и Цао Вао – реальные исторические деятели, канонизированные после смерти. К свите цай-шеней принадлежит также бог монет Лю Хай и бессмертные двойники Хэ-хэ. Постоянными атрибутами цай-шеням служат дракон, составленный из монет (цянлун), конь, приносящий сокровища (бао-ма), цзюй-баопэнь, слитки серебра (юаньбао), по форме напоминающие туфельку или пельмени, дерево, на котором растут монеты (яоцяншу), ветки кораллов, жемчужины и пр. Часто изображается, как веселые мальчуганы трясут яоцяншу, и монеты сыплются дождем. Особый тип цай-шеней называется Улу Цай-шень («бог богатства пяти дорог» или «пяти направлений»). Существуют весьма различные толкования этого образа. По одной версии, этот образ восходит к некоему человеку по имени Улу («пять дорог») и по фамилии Хэ, который был убит разбойниками и потом стал объектом культа. По другой версии, речь идет не об одном божестве, а о пяти сразу и связывается с именами пяти сыновей евнуха Гу Сифэна. По третьей версии, речь идет о пяти раскаявшихся разбойниках, облагодетельствовавших местное население.
Источник: Словарь китайской мифологии
ЦАЙ ШЭНЬ
Цай Чжунмо, прозв. Цзюфэн сяньшэн ("учитель из Цзю-фэна"). 1167, Цзяньян (совр. пров. Фуц-зянь),- 1230. Философ-неоконфуцианец, представитель нумерологич. (слн шу чжи сюэ) направления "учения о принципе" (ли сюэ). Учился у Чжу Си. Осн. соч. - "Хун фань хуан цзи" ("Великий план [с т.зр. учения о] Свыше предопределенном"), "Шу цзи чжуань" ("Собр. коммент. к "Шу [цзину]"), "Цай Цзюфэн ши фа" ("Методы гадания по Цай Цзюфэну"). Особое внимание уделял "Шу цзину", прежде всего главе "Хун фань" ("Великий план"), к-рую истолковывал с позиций разработанного Шао Юном (11 в.) "учения о прежденебесных числах" (сянь тянь шу сюэ). Рассматривал "числа" (шу [1]) как причину и порождения и гибели всего во Вселенной. Относительно познания тайн "чисел" подразделял людей на "совершенномудрых" (шэн [1]) и "профанов" (оу): первые "проникают в числа", для вторых "числа закрыты". Однако, по Ц.Ш., "числа возникают благодаря человеку", "формируются" им; поэтому "вся тьма вещей преуготовляется во мне или собирается мной самим". Поскольку "совершенномудрые" пишут вселенские "числа" благодаря наличию структурообразующего "принципа" (ли [1]), то Поднебесная (природа и социум) имеет возможность посредством этих конкр. "чисел" "прояснять" для себя мировой "принцип". Последний является "корнем" материалообразующей "пневмы" (ци [1]), а "корень" состоящих из нее конкр. "орудий" (ци [2])-дао, к-рое "составляет" ("пишет", "творит" - чжу) "орудия". Настаивал на нерасчленимости "Единого" (и [2]) и "двоицы" (лян - универсальной дуалистичной матрицы): последняя служит уникальным средством познания "Единого", к-рое иначе было бы трудно познать. "Единое" и "двоица" соотносятся как условие существования "духа" (шэнь [1])-самой тонкой субстанции мировых трансформаций, с одной стороны, и условие "длительности" (цзю) всех процессов, т.е. протяженности их во времени,- с другой. Сюй Юаньхэ