управленческая патология, состоящая в отрыве аппарата управления от общества и превращении ее в самостоятельную силу, преследующую свои собственные интересы; формализация управленческой деятельности, при которой иерархия, субординация, дисциплина, догматическое следование инструкциям и нормативным предписаниям превращаются в самоцель и резко снижают эффективность руководства.
Б. блокирует развитие демократии и гражданского общества, препятствует реализации прав и свобод человека.
Бюрократизм
Бюрократизм
Источник: Философия права, словарь-минимум
БЮРОКРАТИЗМ
явление общественной жизни, иерархически организованная, оторванная от народа и чуждая ему система управления обществом.
Б. возникает с появлением государства и выделением особого слоя людей, связанного с управлением (чиновничества) Б. проявляется в деятельности его наиболее привилегированной части — профессионального сословия управителей (бюрократии).
В антагонистическом обществе сущность Б. характеризуется двумя осн. признаками. Во-первых, бюрократия выдает особые интересы своего класса за всеобщие, отражающие якобы чаяния всех членов общества. Тем самым она выполняет волю породившего ее класса, сохраняет ту основу, к-рая ее питает. Во-вторых, чиновничество абсолютизирует свои корпоративные интересы. Иллюзия над- классовости «особого слоя людей» основана на кажущейся независимости его не только от общества, но и от др. групп господствующего класса. Как писал К. Маркс, бюрократия «вынуждена... выдавать формальное за содержание, а содержание— за нечто формальное. Государственные задачи превращаются в канцелярские задачи, или канцелярские задачи — в государственные» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 271). При социализме, при нарушении социалистических принципов управления, прежде всего принципа демократического централизма (приоритет ведомственной инструкции перед законом, местного интереса перед общественным; сосредоточение у аппарата реальной власти в подборе кадров, подготовке решений, исполнении их; особое положение работников управления, присвоение ими прав выборных представителей и т.д. ),возникают явления В. вопреки основополагающим принципам социалистической демократии, требующей широкого привлечения масс к управлению государственными и общественными делами, развития их социальной активности. В обстановке застоя, скованности демократических институтов Б. разросся до опасных пределов стал тормозом общественного развития.
Решения апрельского (1985) Пленума ЦК КПСС, XXVII съезда партии положили начало действенному наступлению на Б., на такие его проявления, как диктат, административный произвол в экономике, социальной и духовной сферах, казенное равнодушие к правам и нуждам людей, пренебрежительное отношение к общественному мнению и социальному опыту трудящихся. Радикальная экономическая реформа, реформа политической системы советского общества, процессы демократизации в партии и обществе, гласность, развитие критики и самокритики, реальное вовлечение народа в управление обществом основательно подрывают позиции Б.
Долг коммунистов, всех советских людей, отмечалось на XIX Всесоюзной конференции КПСС в специальной резолюции о Б.,— до конца использовать создаваемые перестройкой условия для последовательной, бескомпромиссной борьбы с социальной скверной Б.
Б. возникает с появлением государства и выделением особого слоя людей, связанного с управлением (чиновничества) Б. проявляется в деятельности его наиболее привилегированной части — профессионального сословия управителей (бюрократии).
В антагонистическом обществе сущность Б. характеризуется двумя осн. признаками. Во-первых, бюрократия выдает особые интересы своего класса за всеобщие, отражающие якобы чаяния всех членов общества. Тем самым она выполняет волю породившего ее класса, сохраняет ту основу, к-рая ее питает. Во-вторых, чиновничество абсолютизирует свои корпоративные интересы. Иллюзия над- классовости «особого слоя людей» основана на кажущейся независимости его не только от общества, но и от др. групп господствующего класса. Как писал К. Маркс, бюрократия «вынуждена... выдавать формальное за содержание, а содержание— за нечто формальное. Государственные задачи превращаются в канцелярские задачи, или канцелярские задачи — в государственные» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 271). При социализме, при нарушении социалистических принципов управления, прежде всего принципа демократического централизма (приоритет ведомственной инструкции перед законом, местного интереса перед общественным; сосредоточение у аппарата реальной власти в подборе кадров, подготовке решений, исполнении их; особое положение работников управления, присвоение ими прав выборных представителей и т.д. ),возникают явления В. вопреки основополагающим принципам социалистической демократии, требующей широкого привлечения масс к управлению государственными и общественными делами, развития их социальной активности. В обстановке застоя, скованности демократических институтов Б. разросся до опасных пределов стал тормозом общественного развития.
Решения апрельского (1985) Пленума ЦК КПСС, XXVII съезда партии положили начало действенному наступлению на Б., на такие его проявления, как диктат, административный произвол в экономике, социальной и духовной сферах, казенное равнодушие к правам и нуждам людей, пренебрежительное отношение к общественному мнению и социальному опыту трудящихся. Радикальная экономическая реформа, реформа политической системы советского общества, процессы демократизации в партии и обществе, гласность, развитие критики и самокритики, реальное вовлечение народа в управление обществом основательно подрывают позиции Б.
Долг коммунистов, всех советских людей, отмечалось на XIX Всесоюзной конференции КПСС в специальной резолюции о Б.,— до конца использовать создаваемые перестройкой условия для последовательной, бескомпромиссной борьбы с социальной скверной Б.