БЫТОВАЯ КУЛЬТУРА
БЫТОВАЯ КУЛЬТУРА
(культура быта) — понятие, фиксирующее взаимоотношения человека и культуры вне ее специализированных производственных, общественно-политических форм. Категория Б. к. употребляется как равновеликое понятию «обыденная культура» и как более частное по отношению к повседневной культуре. Б. к. раскрывает особенности взаимодействия человека и культуры в ближайшей для него материальной среде, где происходит удовлетворение его жизненно важных потребностей (одежда, пища, жилище, отдых, поддержание здоровья, развлечения). Б. к. определяется степенью дифференциации общекультурных процессов в том или ином типе цивилизации по различным признакам (социальным, профессиональным, этническим, религиозным, сословным). В сфере Б. к. получают развитие различные субкультуры, осуществляются культурные процессы, связанные с жизненными циклами человека, и складывается такая важнейшая для человека культурная общность, как семья. Несмотря на то что Б. к. в своих обычных проявлениях носит нерефлективный характер, она глубоко связана с общими особенностями той или иной цивилизации, и в ней ведущую роль играют ценности, нормы, правила поведения, нравы, обычаи, традиции, национальноэтнические различия и в целом происходит процесс передачи и усвоения культурного опыта. Таким образом, через Б. к. обеспечивается процесс социализации и воспитания человека, Б. к. способствует познанию человеком реальных связей в мире, в ее рамках определяется его ценностное отношение к жизни. В результате Б. к. является важнейшей формой существования человека, именно в Б. к. человек предстает как субъект жизнедеятельности и культуры, формирующий на основе своих интересов ближайшее жизненное пространство. На этой основе определяется его сокровенно индивидуальное отношение к миру, происходит становление личности и раскрывается ее субъективное творческое и культурное содержание. В формах Б. к. осуществляются некоторые своеобразные виды трудовой деятельности человека (напр., домашнее хозяйство) и реализуется идея целостности и разнообразия жизненного мира личности. Одной из основных особенностей Б.к является то, что в ее пределах открываются, развиваются и реализуются на практике гуманистические и духовно-эстетические отношения людей к окружающему миру. Б. к., как единство норм и условий организации жизни человека в определенной среде, отражает реальные процессы взаимодействия традиций и новаторства, стабильности и эволюции, происходящие под воздействием социального и научно-технического прогресса в гуманитарных и эстетических сферах культуры. Именно в Б. к. обеспечивается полнота индивидуальной культуры личности, включая понятия о красоте, эстетических представлениях и нормах, что становится важнейшей частью эстетического воспитания подрастающего поколения. Поэтому с конца ХХ в. в теории культуры существует традиция рассматривать проблемы Б. к. с точки зрения формирования материально-культурного окружения человека на основе нравственно-эстетических идеалов и критериев, открывающих путь к совершенствованию данного типа общества. Наиболее последовательно эти идеи были выражены английским теоретиком и деятелем искусства У. Моррисом (1834—1896), который выступил с программой эстетической организации ближайшей к человеку среды, включая архитектуру жилища, его интерьер, мебель, одежду и другие предметы обихода. Идеи Морриса получили дальнейшее развитие в ХХ в., когда научно-технический прогресс способствовал резкому нарастанию изменений в образе жизни людей и в предметном мире, и от него стал во многом зависеть бытовой комфорт и достижение индивидуальных жизненных идеалов личности. Поэтому в настоящее время решение проблем Б. к. неотделимо от развития некоторых специализированных отраслей культуры (архитектура, дизайн, художественная промышленность, прикладное искусство). Особенностью развития современной Б. к. как формы жизни и социального творчества является то, что она на уровне первичных форм человеческих взаимоотношений открывает важнейшее значение духовных и культурных факторов в жизни общества и в достижении полноты развития человеческой личности.