БЫТИЕ-В-СЕБЕ
Бытие в себе
понятие в философии экзистенциализма (Ж.-П. Сартр), означающее независимое от сознания бытие вещи, предмета, процесса. «Бытие в себе» – это бытие того, что безотносительно к сознанию человека. «Бытие в себе» можно определить как способ существования чего-то, что является чем-то данным.
БЫТИЕ-В-СЕБЕ
(В-СЕБЕ-БЫТИЕ) (Ansichsein) — в учении о познании независимость сущего от субъекта, в особенности от познания его со стороны субъекта. Между тем сущему как предмету свойственно бытие-для-меня, так как предмет может мыслиться только внутри отношения к познающему субъекту. Но наряду с бытием-для-меня сущее сохраняет бытие-в-себе, поскольку оно недоступно познанию. С точки зрения онтологии этого различия не существует, напротив, «сущее-в-себе и сущее-дляменя снимаются в сущем как таковом» (N. Hartmann. Zur Grundlegung der Ontologie, 1948). В экзистенциализме Сартра бытие-в-себе (être en soi) характеризует само бытие. Бытие-в-себе означает: «Бытие есть то, что оно есть» («l’être est ce qu’il est»). Это бытиев-себе (вещей) присуще всему, за исключением человека. Существует метафизическое отвращение к каждой вещи: вещи так отвратительно самоуверенны, так самостоятельны, так полны, так совершенны. «Человеческое бытие, бытие-для-себя (être pour soi) есть страдающее бытие, в бытии образовалась трещина, в которую незаметно прокралось ничто. Поэтому появление человеческого существования означает, что... бытие ставится под сомнение и, следовательно, торжествует ничто» (E. Munier. Einführung in die Existenzphilosophien, нем. изд. 1949). G. Krüger. A. u. Gesch., in: ZphF, 3 (1949); E. Tugendhat. Ti kata tinos. Eine Unters, aristotel. Grundbegriffe, 1958.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961