БЫТИЕ-В-МИРЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

БЫТИЕ-В-МИРЕ
(Inderweltsein) — понятие экзистенцфилософии, основное трансцендентальное состояние наличного человеческого бытия (тутбытия). Принцип «быть-в-мире» включает: «бытьв» как таковое, причем «быть» означает «житьпри» и «быть-посвященным-в»; мир рассматривается как «мирскость» человеческого бытия, поскольку к бытию человеческого существования в значительной степени относится зависимость от мира, в который бытие выходит; совместное бытие других. Человеческое бытие как экзистенция, поскольку для него важна лишь собственная возможность бытия, в качестве бытия-в-мире открывает мир. Благодаря понятию «быть-в-мире» ликвидируется понятие сознания и устраняется противопоставление субъекта и объекта.
К. Neulichedl. Der Weltbegriff bei M. Heidegger (Diss), Wien, 1967; F. Couturier. Monde et être chez Heidegger, Montréal, 1971.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

БЫТИЕ-В-МИРЕ
In-der-Welt-Sein) — первый экзистенциал, который анализирует Хайдеггер в «Бытии и времени» (раздел «Экзистенциальная аналитика», § 12, слл.). Необходимо начать с предельно общего сознания того, как мир являет себя человеку, с того, что человек находит себя в мире. «Мир» в этом смысле являет себя в самой первой, размытой и неопределенной форме как место, в котором человек «находится». «Бытие-в-мире» более изначально, нежели всякое познание, т. е. онтология предшествует теории познания: мы должны изначально обладать способностью «иметь» вещи, «относиться» к ним, прежде чем эта способность реализовывалась бы в различных типах отношений (теоретически-познавательном, эстетическом и др.). Первичным модусом отношения человека к миру является то, как мы его используем, каким образом мир находится в нашем распоряжении,—«подручность» (Zuhandenheit). Изначально для нас обращение (Umgang) с «встречающимся в окружающем мире сущим» (Бытие и время, § 15). Мы обнаруживаем себя в мире в качестве опрерирующих чем-то, что дано нам не как отделенный от нас «предмет» или «вещь», а как «инструмент» (Zeug), «средство». «Средство» (напр., молоток) может быть тематизировано и как вещь, но не в тот момент, когда я им пользуюсь.
Вторым модусом восприятия мира и его элементов является «наличность» (Vorhandenheit): происходит «объективация» мира, я воспринимаю мир и его элементы как объекты, изолированные , от меня не зависящие, со мной не связанные — мир воспринимается как «наличное». Это отношение к миру является производным (прежде чем «объективировать» какую-либо вещь, я ею пользуюсь).
Экзистенциал «бытия-в-мире» по-иному характеризует не только «вещи» мира, но и пространство: человеческое сущее (Dasein) не находится «во» внешнем по отношению к нему пространству. Исчисляемой тремя измерениями пространственной «наличности» Хайдеггер противопоставляет «близость» подручного повседневного обращения.
В своем «бытии-в-мире» человек (Dasein) существует не один, но всегда с другими; другие не «наличны» и не «сподручны», им присущ особый модус бытия — «со-бытие» (Mit-sein или Mit-dasein). Именно потому, что повседневное бытие человека не является существованием самостоятельного, независимого «Я», свободно владеющего своими внутримировыми актами, оно может быть потеряно в безличности «людей», и найти себя—его задача.
И. А. Михайлов

Источник: Новая философская энциклопедия