род. 1846 - ум. 1911) - влиятельный венг. философ; профессор в Колошваре. В своей осн. работе "Der Mensch und seine Welt" (6 тт., 1883 - 1912), на которой сказалось влияние Конта, Канта, а также влияние нем. идеализма (Шеллинг), он развивает философскую антропологию, разрабатываемую им в метафизику духа и содержащую учение о ценностях, в основе которого лежит понятие ценности самого себя. БЁМЕ (Bцhrne) Якоб (род. 1575, Альтзейденберг, близ Герлица - ум. 17 нояб. 1624, Герлиц) - нем. мистик, сапожник; друзья называли его "Philosophus Teutonicus", т.е. "нем. философ", а враги - "Sartor antichristus" ("сапожник-антихрист"). Опираясь на работы Валентина Вейгеля, Парацельса и Швенкфельда, он создал сложную систему космологии: из первоосновы, которая представляет собой вечное единство, безмолвие без сущности, вечный покой и ничто, силой стремления к "нечто" порождается божество, потом Богом - вечная природа, затем властью божьей - духовный мир и как последнее порождение - земной мир. Во всем, даже в Боге, заключено как доброе, так и злое начало. Глубокое учение Беме о Боге и Вселенной было воспринято как настоящая философия и истинная вера во всем протестант, мире - в Германии, а особенно в Англии и Нидерландах. В Германии Беме оказал влияние на своего душеприказчика А. Франкенберга, затем на Иоанна Шеффлера (Ангелиус Силезский), позднее на Гаманна, Эйтингера, Гегеля, Фр. Баадера, Шеллинга, Новалиса. Осн. произв.: "Morgenrцte im Aufgang", 1612 (рус. пер. "Аврора", 1914); "Von der Geburt und Bezeichnung aller Wesen", или "De signatura rerum", 1622; "Theoscophia oder von gцttlicher Beschaulichkeit", 1622; "Von den drei Prinzipien des gцttlichen Wesens", 1624.
БЁМ Карл
БЁМ Карл
Источник: Философский энциклопедический словарь