(р. 4.9.1942) — спец. по эстетике; д. филос. н. Р. в Москве. Окончил Моск. энергетический ин-т (1965), асп. филос. ф-та МГУ по кафедре эстетики (1972). С 1972 Б. работает в ИФ АН СССР (РАН), с 1992 гл. н. с, рук. исследовательской группы «Неклассическая эстетика». С 1998'—зав. сектором эстетики. Канд. дисс. — «Взаимосвязь философского, религиозного и эстетического в восточно-христианском искусстве» (1973). Докт. дисс. — «Эстетические идеи патристики» (1981). Начиная с 1970 ведет иссл. в обл. патристической культурологии и эстетики, византийской и древнерусской, эстетики, рус. религ. эстетики XIX-XX вв. На основе этих иссл. Б. вводит в науч. оборот понятие «православной эстетики» (эстетики культур православного ареала) и исследует ее историю (и предысторию) от Филона Александрийского и ранних отцов Церкви до П. Флоренского, С. Булгакова, совр. представителей. Считает православную линию истории культуры и эстетики самобытной, отличной от путей и принципов западноевроп. культуры (эстетики). Одной из важных особенностей православной эстетики Б. считает ее принципиально нерефлективный, недискурсивный характер; отмечает пронизанность эстетич. сознанием всей православной культуры, органическое единство религ.-мистического и худож.-эстетич. опыта. К осн. категориям православной эстетики (наиболее полно разработанным в патристике у византийских авторов) относит образ, символ, знак, икону, возвышенное, прекрасное, свет, цвет; к гл. характеристикам эстетич. сознания (получившим предельное выражение в искусстве Древней Руси) — соборность, системность, символизм, софийность, каноничность, духовность, повышенную нравственно-этическую ориентацию. Важными компонентами православной эстетики считает эстетику аскетизма и литургическую эстетику Для последнего этапа православной эстетики, именуемого Б. неоправославным (Вл. Соловьев, П. Флоренский, С. Булгаков и др.), характерна повышенная филос.-богословская рефлексия эстетич. идей, высокая оценка художеств.-эстетич. опыта, связь эсхатологических чаяний с теургической эстетикой; замыкание богословия и филос. на софиологии как на новом этапе православной эстетики. Сильное влияние православной эстетики Б. усматривает в эстетике рус. символизма и у нек-рых теоретиков рус. авангарда. Еще одна сфера науч. интересов Б .- худож. культура XX в., особенно в ее новаторских направлениях и поисках от авангарда до постмодернизма. Б. рассматривает систему наиболее продвинутых арт-практик XX в., к-рую он называет ПОСТ-культурой, в качестве важнейшего свидетельства глоб. переходного периода в культуре, преобразования культуры в некое иное качество, одной из гл. причин к-рого явился НТП. Полагая, что здесь недостаточны традиционные дискурсивно-аналитические спо: собы иссл., Б. разрабатывает особый метод филос.-поэтическо-медитативного проникновения в арте-феномены и артефакты совр. худож. культуры; его результаты фиксируются им вербально в форме ПОСТ-адекваций — специфического жанра постмодернистской эстетики. При его разработке Б. исходит из предпосылки, что дух и форма совр. худож.-эстетич. иссл. должны быть конгруэнтны анализируемому феномену. Б. — автор статей (Byzantine Aesthetics, Icon, Russian Aesthetics: Religious Aesthetics) в «Encyclopedia of Aesthetics», изданной Колумбийским ун-том (Т. 1, 2, 4; N. Y, Oxford, 1998) и статей по эстетике («Авангард», «Безобразное», «Возвышенное», «Игра», «Прекрасное», «Символизм», «Эстетика», «Эстетическое») в «НФЭ», ред. книги «Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда». М., 2006.
Соч.: Русская средневековая эстетика XI-XVII века. М., 1992 (2-е изд. - 1995); Феномен древнерусского эстетического сознания // Утренняя звезда. М., 1993; Aesthetica Patrum. Эстетика отцов церкви. Т. 1. Апологеты. Блаженный Августин. М., 1995; Духовно-эстетические основы русской иконы. М., 1995; Эстетический смысл софиологии о. Сергия Булгакова // Введение в храм. М„ 1997; К исследованию духовных основ искусства: Художественная культура авангарда // Spectrum. Vol. 1. V. 2. Cbnins. 1997 (англ. яз.); Религиозно-эстетическое сознание в России XIX-XX веков. Пролегомены к Тексту о современном этапе поисков духовного в искусстве // Вопросы искусствознания. X (1/97). М., 1997; Искусство нашего столетия. ПОСТадеквации // Корневище ОБ. Книга неклассической эстетики. М., 1998; Икона и русский авангард начала XX века // Там же. М., 1998; 2000 лет христианской культуры sub specie aestethica. T. 1. Раннее христианство. Византия. М.; СПб., 1999; Т. 2. Славянский мир. Древняя Русь. Россия. М.; СПб., 1999; К историософии современного искусства // Пространства жизни. М., 1999; Эстетические пророчества русского символизма // Полигнозис. 1999. № 1; Художественноэстетическая феноменология авангарда и модернизма // КорневиЩе 2000. Книга неклассической эстетики. М., 2000; XX век: предельные метаморфозы культуры // Полигнозис. 2000. № 2, 3; 2000 лет философии искусства на христианском Востоке: Раннее христианство. Византия. Россия. Вюрцбург, 2001; Эстетика. М., 2002; Феномен неклассического эстетического сознания // ВФ. 2003. № 10, 12; статьи: Канон, Катарсис, Модернизм, Теургия, Эстетика неклассическая, Эстетическое // Философия. Энциклопедический словарь. М., 2006; Эстетика. 2-е, перераб. и дополн. изд. М., 2006; Виртуальная реальность в пространстве эстетического опыта. (В соавт.) // ВФ. 2006. № 11; Эстетика Серебряного века: пролегомены к систематическому изучению // ВФ. 2007. № 8.
БЫЧКОВ Виктор Васильевич
БЫЧКОВ Виктор Васильевич
Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009
БЫЧКОВ Виктор Васильевич
Родился 4 сентября 1942 г. Окончил радиотехнический факультет Московского энергетического института (1965), изучал в Московском государственном университет им. М.В. Ломоносова эстетику, историю философии, историю искусства, древние языки; самостоятельно: патристику, византинистику, богословие; аспирантуру философского ф-та МГУ по кафедре эстетики (1972). В 1972 г. в МГУ защитил кандидатскую диссертацию «Взаимосвязь философского религиозного и эстетического в восточно-христианском искусстве». В 1981 г. в Институте философии АП СССР защитил докторскую диссертацию "Эстетические идеи патристики». Лауреат Государственной премии Российсклй Федерации в обла сти науки и техники (1996). Работает в ИФ РАН (с 1972 по н.в.); гл. н. с. (с 1992 по н.в.), зав. сектором эстетики (1998-2011). В настоящее время руководит исследовательской группой "Постнеклассическая эстетика". Член Ученого совета ИФ РАН, совета по защите диссертаций, эксперт РГНФ. Автор более 550 научных трудов, среди которых около 40 монографий, изданных во многих странах мира. Участник многих международных конгрессов и конференций; руководитель ряда проектов по грантам РГНФ. Член Международной ассоциации эстетиков (IAA), Ассоциации искусствоведов России (АИС). В области истории эстетики реконструировал в ряде фундаментальных монографий имплицитную историю эстетики в странах православного ареала (II-XX вв.): патристическую и византийскую эстетику, эстетику средневековой Руси, русскую религиозную эстетику XIX-XX вв. Продолжает исследования в этом направлении. В сфере эстетической теории разработал (отдельные аспекты совместно с Н.Б. Маньковской) в ряде монографий и научных статей одну из версий современной эстетической теории, обозначив ее как постнеклассическая эстетика, которая складывается из трех взаимокоррелирующих разделов: 1) классической эстетической теории - метафизического ядра эстетики (основные категории: эстетическое, вкус, прекрасное, возвышенное, мимесис, искусство, катарсис, образ, символ, игра, ирония); 2) неклассической имплицитной эстетики (нонклассики), сформировавшейся внутри художественных практик ХХ в. авангардно-модернистской ориентации, актуального искусства начала ХХI в. и соответствующих им философско-эстетических и искусствоведческих дискурсов (основные категории: лабиринт, абсурд, повседневность, телесность, жестокость, шок, касание, вещность, симулякр, артефакт, эклектика, случайность, интертекст, деконструкция и др.,) и 3) эстетической виртуалистики, изучающей и формирующей новейший эстетический опыт, связанный с освоением художественной практикой дигитально-компьютерных сетей. При этом Б. полагает, что предмет эстетики остается и в наше время неизменным, под эстетическим понимает оптимальный опыт анагогической ориентации и гармонизации человека с Универсумом при восприятии им эстетического объекта, в частности произведения искусства, свидетельством осуществления которого является эстетическое наслаждение, испытываемое реципиентом в момент восприятия. Искусство осмысливается им как квинтэссенция, концентрация эстетического опыта человечества того или иного этапа культуры, а его сущностным признаком является ху дожественность, заключающаяся в такой формально-содержательной организации произведения, которая инициирует у реципиента полноценное событие эстетического опыта. Разработал концепцию «Культура – пост-культура», в которой под Культурой (с прописной буквы) понимает всю духовно-материально-художественную деятельность человечества, ориентированную на Великое Другое и созидание духовных ценностей, а под пост-культурой – цивилизационную деятельность, активизировавшуюся со второй пол. ХХ в. под воздействием НТП, отказавшуюся от веры в Великое Другое и основных духовных ценностей человечества. Автор наиболее полного современного учебника "Эстетика", выдержавшего много изданий в начале XXI столетия. Инициатор и руководитель научных проектов: История эстетической мысли Т.1, 2 (опубл.: М.: Искусство, 1985); Художественно-эстетическая культура Древней Руси (М.: Ладомир, 1996); КорневиЩе: Книга неклассической эстетики (М.: ИФ РАН, 1998, 1999, 2000); Лексикон нонклассики: Художественно-эстетическая культура ХХ века (М.: РОССПЭН, 2003); Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. Вып. 1-7 (М.: ИФ РАН, 2005 – 2014).
Основные публикации: Византийская эстетика. Теоретические проблемы. М., 1977; Эстетика поздней античности. II-III века. М., 1981; L'estetica bizantina. Problemi teorici. Bari, 1983; Эстетика Аврелия Августина. М., 1984; Малая история византийской эстетики. Киев, 1991; Русская средневековая эстетика. XI - XVII века. М., 1992; The Aesthetic Face of Being. Art in the Theology of Pavel Florensky. Grestwood, NY, 1993; Духовно-эстетические основы русской иконы. М., 1995; Эстетика отцов Церкви: Апологеты. Блаженный Августин. М., 1995; 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. Т. 1. Раннее христианство. Византия. М., СПб., 1999 (2-изд. М., 2007); 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. Т. 2. Славянский мир. Древняя Русь. Россия. М., СПб., 1999 (2-е изд. М., 2007); V. Byckov. 2000 Jahre Philosophie der Kunst im christlichen Osten. Alte Kirche, Byzanz, Russland. Wuerzburg, 2001; Эстетика. М., 2002; Эстетика. Краткий курс. М., 2003; Под покрова на света София: Духовно-естетическите основи на иконата. София, 2006; Русская теургическая эстетика. М., 2007; Художественный Апокалипсис Культуры: Строматы ХХ века. Непарадигматический гиперпроект Виктора Бычкова. Суперроман с ХХ веком. 1-я и 2-я книги. М., 2008; Эстетика: Краткий курс. М., 2009; Феномен иконы: История. Богословие. Эстетика. Искусство. М., 2008; Эстетическая аура бытия: Современная эстетика как наука и философия искусства. М., 2010; В.В. Бичков. Естетика Отаца Цркве. Апологете. Блажени Августин. Београд, 2010; Эстетика. Учебник для вузов. М., 2011; Современное искусство как феномен техногенной цивилизации. Учебное пособие для студентов. М., 2011 (в соавт.); Древнерусская эстетика. СПб., 2012; Кратка историjа византийjске естетике. Београд, 2012; Эстетика. Учебник. М., 2012; Триалог: Живая эстетика и современная философия искусства. М., 2012 (в соавт.); Триалог plus. М.: ПрогрессТрадиция, 2013 (в соавт.); Эстетика Блаженного Августина. М. – СПб., 2014; Символическая эстетика Дионисия Ареопагита. М., 2015.
Основные публикации: Византийская эстетика. Теоретические проблемы. М., 1977; Эстетика поздней античности. II-III века. М., 1981; L'estetica bizantina. Problemi teorici. Bari, 1983; Эстетика Аврелия Августина. М., 1984; Малая история византийской эстетики. Киев, 1991; Русская средневековая эстетика. XI - XVII века. М., 1992; The Aesthetic Face of Being. Art in the Theology of Pavel Florensky. Grestwood, NY, 1993; Духовно-эстетические основы русской иконы. М., 1995; Эстетика отцов Церкви: Апологеты. Блаженный Августин. М., 1995; 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. Т. 1. Раннее христианство. Византия. М., СПб., 1999 (2-изд. М., 2007); 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. Т. 2. Славянский мир. Древняя Русь. Россия. М., СПб., 1999 (2-е изд. М., 2007); V. Byckov. 2000 Jahre Philosophie der Kunst im christlichen Osten. Alte Kirche, Byzanz, Russland. Wuerzburg, 2001; Эстетика. М., 2002; Эстетика. Краткий курс. М., 2003; Под покрова на света София: Духовно-естетическите основи на иконата. София, 2006; Русская теургическая эстетика. М., 2007; Художественный Апокалипсис Культуры: Строматы ХХ века. Непарадигматический гиперпроект Виктора Бычкова. Суперроман с ХХ веком. 1-я и 2-я книги. М., 2008; Эстетика: Краткий курс. М., 2009; Феномен иконы: История. Богословие. Эстетика. Искусство. М., 2008; Эстетическая аура бытия: Современная эстетика как наука и философия искусства. М., 2010; В.В. Бичков. Естетика Отаца Цркве. Апологете. Блажени Августин. Београд, 2010; Эстетика. Учебник для вузов. М., 2011; Современное искусство как феномен техногенной цивилизации. Учебное пособие для студентов. М., 2011 (в соавт.); Древнерусская эстетика. СПб., 2012; Кратка историjа византийjске естетике. Београд, 2012; Эстетика. Учебник. М., 2012; Триалог: Живая эстетика и современная философия искусства. М., 2012 (в соавт.); Триалог plus. М.: ПрогрессТрадиция, 2013 (в соавт.); Эстетика Блаженного Августина. М. – СПб., 2014; Символическая эстетика Дионисия Ареопагита. М., 2015.
Источник: Философы современной России. 2015 г.