(p. 1940, Эпенуа) – профессор Университета Париж-1 и Женевского университета, с 1995 профессор Коллеж де Франс. Б. исследует философию Л. Витгенштейна и Венского кружка с точки зрения целостной интерпретации различных ее аспектов: философии языка, критики субъективизма, философии математики и логики, этики и эстетики. Он одним из первых (1973) обратил внимание на оригинальные идеи Витгенштейна в этой области. В полемике с Р. Рорти и Р. Дебре Б. выступил против «эпистемического цинизма» современной философии, где и в сфере морали, и в сфере познания оказывается дозволенным всё. Поистине разрушителен для философии, с точки зрения Б., «ницшеанский нигилизм» – отказ от поиска истины или ее банализация: для многих современных философов стремление к истине равнозначно стремлению к славе или деньгам, что стало пониматься как специфика национального французского философствования, в котором от философии осталось только название. Это относится прежде всего к французской философии 1960–1970-х – концепциям Ж. Деррида, Ж.Ф. Лиотара, М. Фуко, основанным во многом на мифологии психоанализа Ж. Лакана. Причинами такой ситуации Б. считает, во-первых, отрицание европейскими философами возможности ошибки в философии (он усматривает в этом наследие эклектизма В. Кузена, заложившего основания школьной и университетской философии во Франции и утверждавшего, что во всякой философской концепции имеется некое несомненное ядро); во-вторых, и в этом Б. солидарен с Рорти, сомнительную тенденцию сводить историю к истории философских идей; в-третьих, претензию философии на политическую проницательность. Все это привело к своеобразной «героизации» философии – властительницы умов, которой Б. противопоставляет скромную работу рационального мыслителя-«аскета».
Соч.: La parole maleureuse. P., 1972; Wittgenstein, la rime et la raison. P., 1973; Le mythe de l’intériorité. P., 1976; Rationalité et cynisme. P., 1984; Le philosophe chez les autophages. P., 1984; Les pays des possibles. P., 1989; Hermeneutique et linguistique. Combas, 1991; Essais 4. Pourquoi pas les philosophes? P., 2004; Langage, perception et réalité. V. 2. Physique, phénomènes et grammaire. P., 2004. A.A. Костикова