БУТОН Ринчендуб

Найдено 1 определение
БУТОН Ринчендуб
(тиб. Bu ston rin chen grup) — тибето-буддийский учёный монах (1290–1364), составитель и редактор тибетских канонических собраний Кангьюра и Тенгьюра, автор многочисленных трудов (свыше 200), переводчик. При составлении канона он не включил в него тантры ньингмы, сомневаясь в их подлинности. Согласно жизнеописаниям, родился он в монастыре школы ньингма, так как оба его родителя были тантрическими мастерами, и мать стала его первым учителем и духовным наставником. Всю жизнь он провёл в изучении буддийских текстов и создании трудов (в том числе каталога к канону). С 1320 г. Б. жил и работал в монастыре Шалу, принадлежавшем школе кагью, и со временем стал его настоятелем. Особую известность за пределами Тибета Б. приобрёл благодаря переводу на английский язык Е.Е. Обермиллером его книги «История буддийского Закона» (тиб. Chosbyung) — самого раннего тибетского сочинения историко-религиозного жанра, в ней событийная история буддизма дополнена жизнеописаниями деятелей Махаяны и Ваджраяны, а также изложением доктрин, содержания текстов. В творчестве Б. много внимания уделяется обоснованию четверичного разделения тантр. Согласно А. Терентьеву: 1) разделение тантр основано на разделении индийцами людей на четыре варны или касты. Так, брахманы склонны к верованиям о достижении освобождения лицами благородного происхождения с помощью ритуалов. Они с радостью предаются аскезе, ритуальным омовениям и подобному, то есть тяготеют к крия-тантрам. Люди из купеческого рода (т.е. вайшьи) не способны к тяжкому подвижничеству, не занимаются они и низкими делами. Они склонны сочетать метод внутренней йоги и мудрости — с внешними действиями, то есть тяготеют к чарьятантрам. Люди царского рода (кшатрии) совсем не способны к аскезе, привержены к пяти удовольствиям и тяготеют к йога-тантрам. Простолюдины (шудры) — нечисты телом, творят зло, не раздумывая, едят пять видов мяса и пять нектаров, делают черную работу, — для них ануттара-йога-тантры; 2) классификация по четырем типам ядов ума (тиб. nyon mоngs). Б. относит к категории крия-тантр людей с сильным и средним неведением (авидья). Для тех, у кого лишь слабое неведение, — чарья-тантры. Тем, у кого слабое или среднее неведение, дополненое средней силы похотью и гневом, предназначены йога-тантры. Ануттара-йога-тантры — для тех, у кого наиболее сильны все три яда; 3) классификация по способностям. Личности с низшими способностями, малым умом — удовлетворяются внешними действиями, омовениями и т.д. Это для них придуманы внешние иконы (тиб. phyii bris sku) и т.п. Адепты же ануттара-йога-тантр — это те, кто обладает наибольшими способностями и остротой восприимчивости.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.