(Booth, William, 18291912).
Основатель Армии спасения. Родился в Ноттингеме, в очень бедной семье. Работал помощником ростовщика. В 15 лет пережил религиозное обращение, а впоследствии стал методистским священником. Однако Бут не получал полного удовлетворения от своего служения: он полагал, что заповеди Божьи требуют освободить человека от несправедливости, рабства и угнетения, наделить его пищей, одеждой и кровом, воздожить на него ответственность за семью. Напротив, в викторианской Англии считалось, что общественное положение людей особенно бедных предустановлено Богом. По мнению Бута, евангельский призыв к бедности совсем не означает, что Бог желает для людей нищеты. Для него самого это был отнюдь не теологический вопрос, пока теологи описывают красоты божественного, люди умирают в беспросветной нищете.
При поддержке жены (они поженились в 1855 г.) Бут основал Христианскую миссию, развернувшую социальноблаготворительную деятельность в лондонском ИстЭнде. Переименованная 13 лет спустя (1878) в Армию спасения, миссия вела войну на два фронта против тисков нищеты и власти греха.
Ведущие церкви держались в стороне от нового движения; суды и полиция почти никак не реагировали, когда толпа глумилась, бросала камни, била стекла, крушила имущество Армии спасения. Однако Бут продолжал энергично работать, идя к отверженным, разоблачая пороки, предоставляя людям еду и кров, работу и медицинскую помощь, примиряя семьи. Он во всеуслышание говорил о чудовищных социальных недугах, принимая на себя неблагодарную роль, на крую не согласилась бы никакая другая организация.
Бут полагал, что дьявол гордый дух, крый не выносит насмешек. Видя в нем главного врага и бросая вызов его монополии на "сладчайшие звуки", он стремился заглушить их; проповеди сопровождались громким барабанным боем. Он бесстрашно вступил в войну с такими проявлениями современного зла, как грошовая оплата за изнурительный труд и "торговля живым товаром". В 1890 г. он опубликовал книгу "Тьма Англии и путь к свету" (In Darkest England and the Way Out), в крой акцент все больше ставился на социальных программах. Именно эти программы, а не призывы к "крови и огню" характеризуют сегодняшнюю Армию.
Армия спасения постепенно завоевывала позиции во всем мире, неизменно оставаясь под строгим контролем Бута. Журналист, пришедший взять у него интервью, рассказывал, что ожидал увидеть визионера и святого, а увидел расчетливейшего бизнесмена из лондонского Сити. Бут создал целую сеть агентств социальной помощи; лорд Уолсли однажды назвал его величайшим организатором в мире.
Бута критиковали в связи с тем, что члены его Армии не признают таинств, хотя сам он отрицал, что их не признает. Видимо, на его позицию повлияли ожесточенные споры по этому поводу в других церквях. К концу века Бут выиграл битву: он стал почетным гражданином Лондона, почетным доктором Оксфорда, участником коронации Эдуарда VII, гостем американского Сената, заседание крого открылось его молитвой. В 1912 г. "генерал сложил свой меч" и тысячи людей из самых разных слоев общества склонили головы в знак траура.
J.D. Douglas (пер. Ю.Т.)
Библиография: H.Begbie, Life of William Booth, 2 vols.; S.J. Ervine, Gods Soldier, 2 vols.; R. Collier, The General Next to God; F. Coutts ,Bread for My Neighbour and No Discharge in This War; ?. H. McKinley, Marching to Glory.
См. также: Бут, Кэтрин.