(Bushnell, Horace, 18021876). Прозван "отцом американского теологического либерализма". Сложные теологические воззрения Бушнелла впитали немало традиционных пуританских положений, крые впоследствии исповедовали и теологи консервативного толка. Теология Бушнелла сочетала пуританскую идею завета, влияние континентальной и английской мысли, твердую веру в будущее Америки и органическое ощущение Божьего промысла в истории. Всю свою жизнь Бушнелл прожил в Коннектикуте, но его воззрениям на основополагающие вопросы (скажем, об искуплении) или же на национальные кризисы, такие, как Гражданская война, никогда не был присущ провинциализм.
Пережив религиозное обращение, крым он в некрой степени обязан стихам С. Т. Кольриджа, Бушнелл поступил в Йельскую теологическую школу. В 1833 г. началось его многолетнее служение в Хартфордской Северной церкви; члены этой церкви, встав на защиту своего любимого пастора от обвинений в ереси, вышли из объединения местных религиозных общин. Бушнелл обладал удивительной способностью соединять воедино самые противоположные теологические воззрения: его наследие пример синтеза самых передовых идей своего времени, тогдашний христианский ответ Р. У. Эмерсону.
Главные труды Бушнелла отражают основные направления его теологических исследований. "Христианское воепитание" (Christian Nurture, 1847) посвящено вопросам религиозного воспитания. В отличие от преобладавшего в те годы ривайвелизма, Бушнелл считал, что долгое обучение самый верный путь постигнуть христианскую веру.
Вскоре увидела свет его главная теологическая работа " Рассуждения о языке " (Dissertation on Language), вошедшая как предисловие в книгу "Бог во Христе" (God in Christ, 1849). Бушнелл доказывает, что человеческий язык не способен отразить реалии духовного бытия, крые всегда требуют символического представления. Возможно, сам он не считал, что статья призывает пересмотреть взгляды на христианство, но многие его последователи поняли ее именно так. В книге "Природа и сверхприродное" (Nature and supernatural, 1858) Бушнелл говорит о едином духовном характере всех явлений, имеющих и естественную, и сверхъестественную природу. Замысел работы "Заместительная жертва" (VicariousSacrifice, 1866) возник из искренних страданий, крые Бушнелл испытывал, когда шла Гражданская война, и размышлений о природе труда Христова, крым он предавался всю свою жизнь. Бушнелл пришел к выводу, что смерть Христа это пример жертвенной самоотдачи, к-ром у обязано следовать человечество.
Влияние Бушнелла помогло Америке признать Шлейермахера, Кольриджа и их романтическую картину мира. Теология Бушнелла завоевала много сторонников среди тех, кто с опаской относился к ривайвелизму, возлагал надежды на американскую демократию, страдал от американской вульгарности и восхищался европейскими нововведениями. Для этих людей он нарисовал теологические перспективы, крые не совсем исключали традиционный протестантизм, но помогали основательно либерализировать вероучение.
МА. N0LL(nep. Ю.Т.) Библиография: H.S. Smith, ed., Horace Bushnell; B.M.Cross, Horace Buslinell: Minister to a Changing Л merit a.
См. также: Либерализм в теологии.