мораль, в к-рой отражаются, идейно обосновываются и получают нравственную санкцию общественные отношения капитализма. Выражая интересы буржуазии и являясь идеологическим средством утверждения ее господства, Б м. исходит из того, что общественной сущностью человека является частная собственность. Предпринимательская деятельность толкуется как смысл и назначение человеческой жизни, а проявленные в ней способности и достигнутые результаты-как мерило достоинства личности. Соответственное толкование получают в Б. м и человеческие добродетели. Это предприимчивость и энергичность в осуществлении личных целей, честолюбие как залог общественной активности; усердие и рвение ради достижения богатства и общественного положения; справедливость, подразумевающая эквивалентность обмена благами и обоюдную выгоду; уважение к личности, предполагающее прежде всего свободу предпринимательства и конкуренции. Т. обр., в основе Б. м. лежит индивидуализм и эгоизм частного собственника. С ее т. зр. «добро есть не что иное, как то, что отвечает эгоизму всех людей» (Л. Фейербах). В отношениях между людьми не признается «никакой другой связи, кроме голого интереса» (Маркс К; Энгельс Ф., т. 4, с. 426); «единственная сила, связывающая их вместе, это - стремление каждого к своей собственной выгоде, своекорыстие…» (там же, т. 23, с. 187). Первоначально эгоизм открыто признавался основой буржуазной нравственности (Эгоизма теории). Поскольку на первых порах сохранялась иллюзия, что в капиталистическом об-ве существует «равенство возможностей», осуществляется «взаимное использование» людьми друг друга ради выгоды каждого, а соблюдение буржуазных добродетелей является залогом успеха каждого, постольку буржуа мог тогда обойтись без религиозного обоснования нравственности для доказательства ее гуманного и общечеловеческого смысла. Но на деле «взаимное использование» стало означать «взаимный грабеж под охраной закона» (там же, т 2, с. 264), в к-ром обладатель капитала присваивает труд неимущего. Для рабочего «честность, трудолюбие, бережливость и все прочие добродетели. рекомендуемые ему мудрой буржуазией», вовсе не являются гарантией того, что они «действительно приведут его к счастью» (там же, с. 265). Б. м., в сущности. оправдывает эксплуатацию, неравенство, угнетение и неравноправие подавляющего большинства людей. Практическое осуществление принципа эгоизма ведет в конечном итоге к оправданию «войны всех против всех», человеконенавистничества; правота неизменно оказывается на стороне силы, для достижения преследуемых целей допускаются любые средства (Цели и средства. Мораль и политика. Макиавеллизм). По мере того как бесчеловечная природа капиталистических отношений делалась очевидной, Б. м. становилась все более лицемерной, ее проповедники старались все глубже скрыть ее классовый смысл. Для ее обоснования все чаще требовалось обращение к религии; принципы Б. м. начали трактоваться в духе «вечных заповедей» христианства. Эгоизму противопоставляется любовь к ближнему, благотворительность, альтруизм; материальному расчету -бескорыстный «идеализм», «высшие мотивы», «долг ради самого долга»; экономической эксплуатации и государственно-бюрократическому подавлению индивидов -проповедь «прав и свобод» личности. Лицемерие Б. м. становится особенно очевидным при сопоставлении этих возвышенных проповедей с действительными нравами совр. капиталистического об-ва, господствующими в бизнесе, государственной политике, «частной жизни», пронизанными холодным расчетом, бессердечием, допускающими нарушение элементарных правил человеческих отношении (напр., практика обмана конкурентов, гангстеризм и т. д.). Буржуазное моральное сознание, поскольку оно оправдывает капитализм, вынуждено оправдывать в те пороки, к-рые им порождаются. Та или иная мера безнравственности считается неизбежной, допустимой иди просто необходимой. Иногда аморализм признается вполне законным принципом жизни.