БУРКХАРДТ Якоб
Источник: Философский энциклопедический словарь
К. Löwith. J. B., 1936; A. v. Martin. Nietzsche u. B., 1941; Grisebach. J. B. als Denker, 1943; W. Kaegi. J. B. — Eine Biographie, I—VII, 1947—1982; E. Heftrich. Hegel u. J. B., 1967; J. Rüsen. J. B., in: H.-U. Wehler (Hg.). Dt. Historiker, III, 1972; H. Ritzenhofen. Kontinuität und Krise. J. B. s ästhet. Geschichtskonzeption (Diss.). Köln, 1979; R Ruhstaller. B. und Nietzsche (Diss.). Zürich, 1988.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Burckhardt), Якоб (25 мая 1818 – 8 августа 1897) – швейц. бурж. историк культуры. Проф. ун-та в Цюрихе (с 1885) и в Базеле (1888–93). Обучался в Берлине, в семинаре реакц. историка Л. Ранке (1795–188(5), с к-рым сблизился на почве позитивизма. Однако если Ранке подчеркивал прежде всего факты политич. истории, то Б., недовольный чисто прусским обожествлением гос-ва, на первый план выдвинул понятия культуры и личности. Как историк культуры Б. занимался проблемами Древней Греции ("Griechische Kulturgeschichte", Bd 1–4, 1898–1902), Возрождения ("Geschichte der Renaissance in Italien", 1868) и барокко. В ранний период Б. как социолог стоит на позициях позитивизма и бурж. индивидуализма. Владея материалом, Б. давал яркие картины культурной жизни рассматриваемой эпохи. Однако поскольку он не выяснял определяющие основы культуры, исследование им истории сводилось к обрисовке "духовной атмосферы" времени. В работе "Die Kultur der Renaissance in Italien" (1860, рус. пер. – "Культура Италии в эпоху Возрождения", 1904–06), описывая жизнь и быт итал. городов, нравы и типы людей, Б. в качестве осн. черты культуры Возрождения выдвинул индивидуализм, к-рый якобы привел к "открытию мира и человека". Согласно Б., культура Возрождения характеризуется новым складом ума, разрывом ср.-век. связей в отношении к религии, семье, авторитету, формированием свободной, инициативной личности, пренебрегающей всякими моральными ограничениями и запретами. Однако этот либерализм Б. носит аристократич., антиреволюц. характер. После поражения Парижской Коммуны Б. окончательно перешел на позиции реакции, осудив даже свое собств. увлечение свободной культурой Ренессанса. В области философии культуры Б. под влиянием Шопенгауэра приходит ко все более реакц. выводам, с циническим пессимизмом рассматривая перспективы развития человеч. культуры ("Рассмотрение всемирной истории" – "Weltgeschichtliche Betrachtungen", 1905). Поздние работы Б. оказали влияние на формирование филос. концепции Ницше. В марксистской лит-ре философия культуры Б. подверглась критике в работах Грамши, Лифшица и др. Соч.: Gesamtausgabe, hrsg. von H. Trog, E. D?rr, W. Kaegi [u. a.], Bd 1–14, Stuttgart, 1929–34; Gesammelte Werke, Bd 1–10, В., [1955–59]. Лит.: Грамши ?., Избр. произв., т. 3, M., 1959, с. 271–74, 291; Лифшиц ?. ?., Вопросы искусства и философии, М., 1935, с. 43–46; Loewith К., Jacob Burckhardt. Der Mensch inmitten der Geschichte, Luzern, 1936; Salin E., Jakob Burckhardt und Nietzsche, Basel, 1938; Grisebach E., Jacob Burckhardt als Denker, Bern – Lpz., 1943; Martin A. von, Nietzsche und Burckhardt, 3 Aufl., Basel, 1945; Kaegi W., Jacob Burckhardt, Bd 1–2, Basel, [1947–50]. Г. Недошивин. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.