БУРКХАРДТ Якоб

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

БУРКХАРДТ (Burckhardt) Якоб
род. 25 мая 1818, Базель - ум. 8 авг. 1897, там же) - швейц. представитель истории культуры и искусства, профессор (1858- 1893). Ему принадлежат: "Cicerone" (1855) и "Kultur der Renaissance in Italien" (1860). В своей работе "Weltgeschichtliche Betrachtungen" (1905) он дает толкование истории, при этом рассматривает три осн. силы истории (государство, религию, культуру) в их взаимной обусловленности, исторические кризисы, исторические величины (индивид и общее), точно так же как роль счастья и несчастья в мировой истории, предостерегает от конструирования каких-либо закономерностей и прежде всего от веры в прогресс, оставляя исторические события под покровом непостижимой загадочности. Из оставленного им наследия вышли в свет: "Grichische Kulturgeschichte", 4 Bde., 1898-1920; "Gesammelte Werke", 10 Bde., Basel, 1954 ff.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Буркхардт, Якоб
Burckhardt) (25. 5. 1818, Базель, - 8. 8. 1897, там же), швейцарский историк и философ культуры. Учился в Берлинском университете у Л. Ранке. Проф. университета в Базеле (1858-93). Б. был зачинателем направления в историографии, выдвигавшего в противоположность школе Ранке на первый план не политическую историю, а историю духовной культуры (иногда школу Б. называют «культурно-исторической»). Как историк культуры Б. занимался проблемами Древней Греции, Возрождения, барокко. Главная работа Б. «Культура Италии в эпоху Возрождения» (I860, в рус. пер., т. 1-2,1904-06) дает ряд ярких картин культурного быта Ренессанса, организованных вокруг сквозной идеи ренессансного индивидуализма, в котором Б. выявляет истоки новоевропейского буржуазного мироощущения. К концу жизни Б. приходит ко все более пессимистическим выводам относительно перспектив существования либеральных общественных форм и свободной одухотворенной личности в позднебуржуазную эпоху; критика культуры у Б. — одно из соединительных звеньев между романтизмом и прогнозами о новом варварстве у Ф. Ницше (на которого поздний Б. оказал влияние) и у О. Шпенглера. Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

БУРКХАРДТ Якоб
историк культуры и искусства; р. 25.5.1818 (Базель) — ум. 8.8.1897 (там же); профессор в Базеле (1858— 1893). Ему принадлежат: «Cicerone» (1855, 1978) и «Kultur der Renaissance in Italien» (1860, 1988, Kröners Taschenausgabe, Bd. 53; рус. пер.: Культура Италии в эпоху Возрождения, 1904—1906; 1995). В своей работе «Weltgeschichtlichen Betrachtungen» [«Рассмотрение всемирной истории»] (1905, 1978, Kröners Taschenausgabe, Bd. 55) он дает толкование истории, при этом рассматривает три основные силы истории (государство, религию, культуру) в их взаимной обусловленности, исторические кризисы, исторические величины (индивид и общее), точно так же как роль счастья и несчастья в мировой истории, предостерегает от конструирования каких-либо закономерностей и прежде всего от веры в прогресс, оставляя исторические события под покровом непостижимой загадочности. Из оставленного им наследия вышли в свет: Griechische Kulturgeschichte, 4 Bde., 1898—1902 (1953, Kröners Taschenausgabe, Bd. 58—60); Gesammelte Werke, 10 Bde., Basel, 1954 ff. (На рус. яз.: Рубенс, 2000.)
К. Löwith. J. B., 1936; A. v. Martin. Nietzsche u. B., 1941; Grisebach. J. B. als Denker, 1943; W. Kaegi. J. B. — Eine Biographie, I—VII, 1947—1982; E. Heftrich. Hegel u. J. B., 1967; J. Rüsen. J. B., in: H.-U. Wehler (Hg.). Dt. Historiker, III, 1972; H. Ritzenhofen. Kontinuität und Krise. J. B. s ästhet. Geschichtskonzeption (Diss.). Köln, 1979; R Ruhstaller. B. und Nietzsche (Diss.). Zürich, 1988.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

БУРКХАРДТ ЯКОБ

Burckhardt), Якоб (25 мая 1818 – 8 августа 1897) – швейц. бурж. историк культуры. Проф. ун-та в Цюрихе (с 1885) и в Базеле (1888–93). Обучался в Берлине, в семинаре реакц. историка Л. Ранке (1795–188(5), с к-рым сблизился на почве позитивизма. Однако если Ранке подчеркивал прежде всего факты политич. истории, то Б., недовольный чисто прусским обожествлением гос-ва, на первый план выдвинул понятия культуры и личности. Как историк культуры Б. занимался проблемами Древней Греции ("Griechische Kulturgeschichte", Bd 1–4, 1898–1902), Возрождения ("Geschichte der Renaissance in Italien", 1868) и барокко. В ранний период Б. как социолог стоит на позициях позитивизма и бурж. индивидуализма. Владея материалом, Б. давал яркие картины культурной жизни рассматриваемой эпохи. Однако поскольку он не выяснял определяющие основы культуры, исследование им истории сводилось к обрисовке "духовной атмосферы" времени. В работе "Die Kultur der Renaissance in Italien" (1860, рус. пер. – "Культура Италии в эпоху Возрождения", 1904–06), описывая жизнь и быт итал. городов, нравы и типы людей, Б. в качестве осн. черты культуры Возрождения выдвинул индивидуализм, к-рый якобы привел к "открытию мира и человека". Согласно Б., культура Возрождения характеризуется новым складом ума, разрывом ср.-век. связей в отношении к религии, семье, авторитету, формированием свободной, инициативной личности, пренебрегающей всякими моральными ограничениями и запретами. Однако этот либерализм Б. носит аристократич., антиреволюц. характер. После поражения Парижской Коммуны Б. окончательно перешел на позиции реакции, осудив даже свое собств. увлечение свободной культурой Ренессанса. В области философии культуры Б. под влиянием Шопенгауэра приходит ко все более реакц. выводам, с циническим пессимизмом рассматривая перспективы развития человеч. культуры ("Рассмотрение всемирной истории" – "Weltgeschichtliche Betrachtungen", 1905). Поздние работы Б. оказали влияние на формирование филос. концепции Ницше. В марксистской лит-ре философия культуры Б. подверглась критике в работах Грамши, Лифшица и др. Соч.: Gesamtausgabe, hrsg. von H. Trog, E. D?rr, W. Kaegi [u. a.], Bd 1–14, Stuttgart, 1929–34; Gesammelte Werke, Bd 1–10, В., [1955–59]. Лит.: Грамши ?., Избр. произв., т. 3, M., 1959, с. 271–74, 291; Лифшиц ?. ?., Вопросы искусства и философии, М., 1935, с. 43–46; Loewith К., Jacob Burckhardt. Der Mensch inmitten der Geschichte, Luzern, 1936; Salin E., Jakob Burckhardt und Nietzsche, Basel, 1938; Grisebach E., Jacob Burckhardt als Denker, Bern – Lpz., 1943; Martin A. von, Nietzsche und Burckhardt, 3 Aufl., Basel, 1945; Kaegi W., Jacob Burckhardt, Bd 1–2, Basel, [1947–50]. Г. Недошивин. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.