От первых веков распространения буддизма но Вьетнаме сохранилось крайне мало лит. или эпиграфических памятников. Содержащиеся в кит. источниках косвенные сведения позволяют утверждать. что первые будд. проповедники появились на территории нынешнего Сев. Вьетнама, входившей в то время в состав кит. империи Хань, во 2-3 вв. н. э. В нач. 3 в. выходец из Согда Кхыонг Танг Хой (200—247) переводил здесь сутры с санскрита на вэньянь; в кит.источниках сохранились сведения о деятельности на этой территории во 2—5 вв. будд. наставников из Индии. Мн. проповедники прибывали в Зяо - тяу (назв. Сев. Вьетнама в 1-5 вв. н. э.) с севера, что обусловило преобладающее влияние здесь доктрин махаяны. Возникновение будд. школ во Вьетнаме относится к кон. 6 в.: первую из них основал в 580 индиец Винитаручи, вторую — наставник Во Нгон Тхонг (У Яньтун) из Гуанчжоу в 820, третью — кит. монах Тхао Дыонг (Цао Тан) в 1069. Все эти три школы исповедовали учение тхиен, развивая традиции южн. направления чань-буддизма. Пик влияния этих школ приходится на 10—12 вв., когда буддизм тхиен во вьетском гос-ве являлся гос. культом. После обретения в 10 в. независимости гос-во вьетов испытывало нехватку образованных людей, и будд. наставники нередко привлекались для участия в гос. делах. В 13 в. на смену школам Винитаручи. Во Нгон Тхонга и Тхао Дыонга пришла новая школа тхиен — Чук Лам, основанная в 1299 императором Чан Нян Тонгом, к-рый принял постриг. Интерес к буддизму был характерен для всей имп. фамилии Чанов, особенно в первые десятилетия их правления. Однако во вт. пол. 14 в. среди представителей вьетской правящей элиты усиливается влияние неоконфуцианских доктрин: в связи с этим, а также с упадком династии Чан положение сангхи ухудшается. Реформатор Хо Куи Ли, ставший в кон. этого столетия фактическим правителем гос-ва, придерживался откровенно антибудд. взглядов, производил отчуждение монастыр. владений и насильств. возвращал монахов в мир. Узурпация трона Хо Куи Ли, последовавшее в 1407 под предлогом восстановления прав Чанов вторжение армий династии Мин, 20-летняя борьба с захватчиками — эти события создали в стране обстановку хаоса. Было разрушено множество пагод и стел, захватчики сознательно уничтожали попадавшие в их руки книги: в результате погибло бесчисл. количество памятников вьетской словесности, большая часть к-рых, несомненно, была связана с буддизмом. Именно этим обстоятельством объясняются столь заметные лакуны в ранней истории буддизма во Вьетнаме. К кон. 14 в. доктрина тхиен утратила главенств. положение во вьетнамском буддизме: все большую роль начинают играть амидаистские (см, Амидаизм) и тантрические (см. Ваджраяна, Тантра) представления. После неск. десятилетий стабильности в 1527 престол был узурпирован Маг Данг Зунгом: за этим событием последовала 60-летняя война между представителями новой династии и сторонниками свергнутого императора рода Ле, завершившаяся победой последних. Восстановление династии Ле оказалось чисто номинальным: реальная власть находилась в руках влият. клана Чиней, у к-рого вскоре возник конфликт с укрепившимся в южн. провинциях другим знатным родом — Нгуен. Возобновившиеся в связи с этим ожесточенные междоусобные войны в опред. мере оказались благоприятным фактором для усиления влияния буддизма в об-ве: учение о жизни как страдании получало в то время подтверждение на всех ступенях социальной иерархии. Вьетнамская сангха постепенно обретает утраченные позиции, пользуясь поддержкой как дома Чиней на севере страны, так и Нгуенов на юге. В этот период на севере Вьетнама возрождается школа Чук Лам, что связано гл. обр. с именем наставника Хыонг Хая (1627—1715). Во владениях же Нгуенов немалое влияние получила школа Ламте (Линьцзи), что было обусловлено притоком беженцев из Китая после маньчжурского завоевания, среди к-рых было немало будд. монахов. В кон. 18 в. неустойчивое равновесие было разрушено антифеод. крестьянским восстанием тэйшонов, объединивших страну, разгромивших цинские армии и в свою очередь потерпевших поражение от одного из представителей рода Нгуенов. Кратковрем. правление тэйшонов, ограничивших общую численность монахов и закрывавших пагоды, в целом было неблагоприятно для будд. обшины. В период правления династии Нгуен возобновляется строительство и ремонт пагод, что, однако, являлось не отражением гос. политики, а результатом частных пожертвований высшей знати. Установление во вт. пол. 19 в. во Вьетнаме господства Франции ухудшило положение будд. общины. Колониальная администрация осуществляла жесткий контроль за ее деятельностью. Так, для открытия новых пагод, проведения праздничных обрядов требовалось разрешение властей. В 30-х гг. 20 в. в среде будд. духовенства начинается движение за возрождение буддизма, лидеры к-рого стремились повысить интерес к буддизму в об-ве, расширить изучение и распространение канонич.текстов. В это время во Вьетнаме создаются будд.учебные заведения,использующие современные методы преподавания, об-ва изучения буддизма, к-рыми издавались журналы, религ. лит-ра. В годы 2-й мир. войны деятельность этих орг-ций сходит на нет и возобновляется лишь в кон. 40-х гг. Впоследствии она протекала преимуществ. в Южн. Вьетнаме. А на Севере 16 марта 1958 состоялся учредительный съезд Единого буддийского союза, последовательно поддерживавшего политику пр-ва ДРВ. В Южн. Вьетнаме в нач. 60-х гг. обостряется конфликт буддистов с диктаторским прокатолич. режимом Нго Динь Зьема. Начавшиеся в мае 1963 выступления буддистов в защиту своих прав, массовые демонстрации, голодовки, публичные самосожжения монахов стали одной из причин падения Зьема. В кон. 60— нач. 70-х гг. наблюдается «буддийский ренессанс»: ведется широкомасштабное строительство пагод, десятки тыс. молодых людей принимают постриг (последнее, впрочем, в большинстве случаев было связано со стремлением уклониться от призыва в армию проамерик. марионеточного режима). Поэтому вслед за полным освобождением Южн. Вьетнама в 1975 ок. 70 % монахов вернулись в мир.В нач. !979 создается Комитет за объединение буддизма с участием представителей его разл.течений и сект из всех регионов Вьетнама. Результатом его работы стал состоявшийся в нояб. 1981 учредительный съезд Конгрегации буддистов Вьетнама, объединивший все ранее существовавшие будд. орг-ции, 28—29 окт. 1987 в Ханое состоялся 2-й съезд Конгрегации. В апр. 1989 в городе Хошимин открылся ин-т по изучению буддизма. В наст. вр. буддисты представляют собой наиб. многочисленную религ. общину СРВ: из более чем 60 млн населения страны ок. трети в той или иной степени разделяют учение буддизма махаяны. Имеется также в стране несколько десятков тыс. последователей буддизма тхеравады из числа проживающих на юге республики кхмеров. С. А. Благов