БУДДИЗМ ВЬЕТНАМА
БУДДИЗМ ВЬЕТНАМА
Первые буддийские проповедники появились в III в. в северной части страны, входившей в империю Хань. Они переводили на местные языки махаянские сутры. В 580 г. индиец Винитаручи основал первую школу тхиен (санскр. дхьяна, кит. чань), которая существовала во Вьетнаме до 1213 г. В IX и XI вв. китайцами здесь были созданы ещё две подшколы южного чань-буддизма, который стал главной религией независимого государства вьетов с X в. В 1299 г. указом императора династии Чан утверждается объединённая школа тхиен, которая, однако, к концу XIV в. после падения династии теряет своё главенство. Оно постепенно переходит к амидаизму и тантризму Ваджраяны. Во Вьетнаме культовая практика этих направлений буддизма обходилась без монастырей и распространялась в сельской местности. Монастыри тхиен оставались центрами культуры и образования, которым покровительствовали богатые семьи. Благодаря интеграции с амидаистско-тантрическими культами монахам тхиен к XVII–XVIII вв. удалось восстановить свои позиции по всей стране. Канонической литературой буддизма Вьетнама является китайская Трипитака, хотя большинство сутр переведено на вьетнамский язык. Наибольшей популярностью пользуются «Лотосовая сутра», «Маха-паринирвана-сутра», «Вималакирти-нирдеша-сутра» и «Щурангама-самадхи-сутра», чтение и распевы которых составляют основу религиозных культов. Миряне практикуют накопление добродетели (благих поступков) и молитвы с именами будд, особенно Амитабхи и Авалокитешвары, к которым обращаются с просьбой родиться в «Стране счастья» — Сукхавати. Во время колониального правления Франции деятельность буддистов жёстко контролировалась, в результате чего национально-освободительная борьба с 30-х гг. ХХ в. проходила под знаменем возрождения буддизма. В Южном Вьетнаме это привело к подлинному ренессансу 60–70-х гг., когда возводились десятки храмов и монастырей. После объединения Вьетнама буддисты различных школ и направлений образовали Конгрегацию, а в 1981 г. — Вьетнамскую буддийскую церковь, единство в которой достигается умелым сочетанием элитного монашества тхиен и народного синкретизма амидаизма, тантризма и местных верований (например, в бога земли и в бога животных). Большинство населения юга страны считает себя буддистами, среди которых, кроме последователей Махаяны, есть и сторонники тхеравады (3–4%) особенно среди кхмеров. Согласно статистике, примерно 75 % населения Вьетнама — буддисты.