БУДДИЗМ В ТИБЕТЕ

Найдено 1 определение
БУДДИЗМ В ТИБЕТЕ
формируется как синтез идей махаяны и ваджраяны, к-рые постепенно проникают на его территорию из Индии, Цент. Азии, Китая. В процессе своего формирования тиб. буддизм видоизменяет культы и ритуалы древней религии Тибета бон, воспринимает ин-т оракулов, театрализованное действо цам. отд. обряды, местные божества и т. д. Тиб. традиция относит начало проникновения буддизма в страну ко времени полулегендарного правителя Лхатхотхори (2 в. н. э.). При царе Сронцзангамбо (620 - 649) буддизм становится гос. религией. В правление царя Тисрон-децана (775—797) приглашаются инд. проповедники Камала-шила, Шантаракшита, Падма-самбхава — основатель тиб. школы ньингмапа, в это же время (779) строится Самье — первый будд. монастырь, где во время Собора происходил диспут между Камалашилой и Хэшаном, кит. монахом, последователем школы чань. После гибели царя Ралпачана (815—838) буддизм приходит в упадок. С 10—11 вв. при поддержке феод. семейств Зап. Тибета начинается новый период распространения буддизма, продолжавшийся и в 12 - 13 вв. Он характеризуется формированием новых школ: сакьяпа, кагьюдпа, кармана, нодпа, чжонангпа и т. д. Общими для всех этих школ являются понятия кхорба — «мир перерождений» (сансара), ньянган лэ дапа — «освобождение от мира страданий» (нирвана), лэм - «путь» (марга); однако «путь» от «мира перерождений» к «освобождению» от этого мира может реализоваться по-разному. Отличие одной школы от другой выражается в разных традициях устной передачи осн. доктрины школы, правилами совершения служб и ритуалов, обрядности, составом пантеона (разные идамы — божества-покровители и чхойкьонги — божества-защитники). Активизация буддизма сопровождалась приглашением новых проповедников, в их числе — Атиша, чье учение стало базовым для школы кадампа; новыми переводами сутр и тантр, созданием комментариев к ним. В 14 в. весь комплекс будд. переводной литры кодифицируется в Канон — Ганджур и Цанджур знаменитым ученым Будоном. В начале 15 в. при содействии проповедника и ученого Цзонхавы возникает школа гелугпа, учение к-рой к сер. 17 в. определило теократич. форму правления в Тибете, существование институтов далай-ламы и панчхен-ламы, тулку. После событий 1959 далай-лама XIV покидает Тибет: кит. пр-во утверждает панчхен-ламу Х председателем адм. совета, сохранив при этом небольшое количество будд. монастырей, к-рые подверглись разрушению во время культурной революции. С 1976 положение нормализуется в соответствии со статьей о свободе вероисповедания кит. конституции. В 1980 кит. пр-во и власти Тибетского автономного района начали реставрировать разрушенные святыни, а в 1983 была создана будд. академия, где обучаются будущие священнослужители. Е. Д. Огнева

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
73.74 кб

Этика в тибетском буддизме

Донец Андрей Михайлович, Аюшеева Дулма Владимировна
Б нестоящее время в мире и в России возрождается тибетский буддизм. В результате происходит усвоение и культивирование определенной системы нравственности.
Читать PDF
16.05 мб

УЕДИНЕНИЕ В ТИБЕТСКОМ БУДДИЗМЕ

Аюшеева Дулма Владимировна
Статья посвящена практике уединения в тибетском буддизме. Автор раскрывает суть уединения в буддизме и определяет различные его виды: физическое, статусное, психологическое, махаянское и тантрическое.
Читать PDF
375.84 кб

Ламрим в традиции тибетского буддизма

Гулгенова Арюна Цыденжабовна
Автор раскрывает понятие «ламрим», его содержание и значение в традиции тибетского буддизма, а также рассматривает в качестве особого философского жанра тибетской буддийской литературы.
Читать PDF
434.23 кб

КОНЦЕПЦИЯ ОТРИЦАНИЯ В ТИБЕТСКОМ БУДДИЗМЕ

Донец А.М.
В статье на основе широкого круга тибетоязычных источников раскрывается содержание концепции отрицания, как она представлена в тибетском буддизме.
Читать PDF
121.39 кб

Преемственность в развитии тибетского буддизма

Жабон Юмжана Жалсановна
В настоящей статье предлагается краткий обзор прошлого и настоящего тибетского буддизма наследника индийского буддизма после его полного исчезновения в самой Индии из-за нашествия мусульман.
Читать PDF
372.97 кб

Праджняпарамита в традиции тибетского буддизма

Гулгенова Арюна Цыденжабовна
В данной статье дается определение праджняпарамиты, описываются тексты и раскрывается история ее развития в тибетской традиции.
Читать PDF
778.57 кб

Концепции танатологии тибетского буддизма XIX-XX вв

Середа Екатерина Николаевна
Танатологические руководства, в письменной форме известные на Западе как «книги мертвых», включают в себя тибетскую «Бардо Тхёдол», или «Освобождение в бардо посредством слушания».
Читать PDF
323.57 кб

Законы нравственной дисциплины в тибетском буддизме

Аюшеева Дулма Владимировна
В статье рассматривается этика в тибетском буддизме, которая немыслима без системы принятия и соблюдения обетов.
Читать PDF
159.42 кб

Базовый принцип нравственности в тибетском буддизме

Аюшеева Дулма Владимировна
В статье рассматриваются методы нравственного совершенствования личности, предложенные тибетскими буддистами.
Читать PDF
391.62 кб

Тибетский буддизм в России и Монголии в начале XXI в

Сабиров Рустам Тагирович
В статье предпринята попытка сравнить развитие буддийских сангх в Монголии и России в последние 20 лет.
Читать PDF
324.59 кб

Как и почему Тибет стал «Центральной страной» буддизма

Урбанаева Ирина Сафроновна
В статье рассматриваются причины, по которым именно индийский буддизм стал духовной основой тибетской цивилизации, а Тибет – «центральной страной» буддизма.
Читать PDF
138.49 кб

Взаимодействие тибетского буддизма с западной культурой

Аюшеева Дулма Владимировна
Статья посвящена взаимодействию западной науки и тибетского буддизма. Предрасположенность к этому взаимодействию и настоятельная потребность в нем обусловили успешность их совместных начинаний.
Читать PDF
166.66 кб

Особенности буддийской логики и ее роль в тибетском буддизме

Урбанаева Ирина Сафроновна
Статья посвящена рассмотрению особенностей буддийской логики в сравнении с западной логической традицией, а также анализу её роли в тибетском буддизме (школа Гелуг).
Читать PDF
161.34 кб

Тибетский буддизм на Западе: особенности и перспективы развития

Аюшеева Дулма Владимировна
В данной статье рассмотрены и проанализированы основные особенности и тенденции распространения и становления тибетского буддизма на Западе и выявлены перспективы его развития.
Читать PDF
415.33 кб

«Тибетский вопрос» и тибетский буддизм в Китае: реформы и конфликты

Гарри Ирина
В статье рассматривается взаимосвязь между «тибетским вопросом» и религиозно-политической ситуацией в Тибете.

Похожие термины:

  • БУДДИЗМ ТИБЕТА

    С 1959 г. под давлением Китая эта буддийская страна потеряла автономию, а её духовный глава (Далай-лама XIV), правительство и парламент (с частью народа и большинством монахов) находятся в изгнании в Ин
  • БУДДИЗМ ТИБЕТСКИЙ

    (тибет. санге-ки чё, санже чой, чё, чой). Направление тантрического буддизма в махаяне. Европейское название ламаизм считается недостаточно точным, так как лама — титул священнослужителя, который м
  • Школы тибетского буддизма

    Тибет оказался благоприятной средой для проповедей индийских мудрецов. Возникли монастыри, владеющие ценными рукописями и предметами культа, вывезенными из Индии. На базе крупнейших монастырски