Как сообщают ср.-век. кит., арабские, персидские и иные авторы, до утверждения на территории совр. Киргизстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и юга Казахстана ислама (8—9 вв.) был широко распространен буддизм. Эти данные получили неоспоримое подтверждение, когда в 20-е гг. 20 в. в данном регионе развернулись археологич. изыскания. Уже первая крупная археологич. экспедиция сов. ученых в Ср. Азию в 1926—1928 открыла на юге Узбекистана,в районе г. Термез, два крупных будд. памятника и нашла фрагменты будд. скульптур. Вскоре, в 30 — нач. 40-х гг.. были обнаружены еще одна будд. постройка на юге Узбекистана и три — на севере Киргизсгана. После Великой Отеч. войны открытия будд. сооружений в Ср. Азии продолжались. В результате многолетних работ сов. исследователей сейчас таких памятников известно более 25. Это — будд. .монастыри, храмы, святилища, ступы и иные постройки, относящиеся ко 2 - 10 вв. н. э. Изучение этих памятников и часто лаконичных и расплывчатых свидетельств письменных источников позволяет выявить общую картину истории Б. в С. А. Материалы, к-рыми ныне располагают ученые, говорят о том, что широкое распространение Б. в С. А. началось в первые века н. э., в период вхождения значит. части этого региона (в первую очередь южн. земель) в состав могуществ. Кушанской державы, во времена своего расцвета (2-3 вв.) охватывавшей территории совр. Афганистана, сов. республик Ср. Азии, Пакистана, Сев. Индии и,вероятно, нынешнего Синьцзяна (КНР) и создавшей благоприятную обстановку для деятельности здесь будд. проповедников и создания будд. общин. В кушанскую эпоху (1—4 вв.) и в период раннего средневековья (5 - 10 вв.) судьба буддизма в разных историко-кудьтурных областях Ср. Азии складывалась по-разному. В Бактрии (в средние века - Тохаристан), области, занимавшей север совр. Афганистана и южн. районы Таджикистана и Узбекистана, буддизм сосуществовал с династийным культом кушан и древними местными верованиями зороастрийского, авестийского или маздеистского круга. Сохранял он здесь свои позиции и позже, когда в Тохаристан проникли и зороастризм сасанидского толка, ставший гос. религией Сасанидского Ирана, и манихейство, и христ-во. Последние будд. монастыри были уничтожены здесь, по-видимому, мусульманами в 8—9 вв. За много веков существования в данном регионе буддизм утвердился не только в крупных городах и торговых центрах, но проник и в сельские поселения. В древней Маргиане (Мервский оазис, юго-восток совр. Туркменистана) буддизм сосуществовал с офиц. религией Сасанидов — зороастризмом и погиб вместе с Сасанидским гос-вом при завоевании его во вт. пол. 7 в. арабами. Проник же буддизм в Мерв скорее всего из Бактрии -Тохаристана. Оттуда же буддизм распространился и в цент. область Среднеазиатского междуречья — Согд. По словам кит. монаха-буддиста, совершавшего ок. 630 н. э. вместе со знаменитым паломником Сюаньцзаном путешествие через Ср. Азию к святыням Индии, буддизм в Согде был в то время в упадке: два будд. храма в его столице — Самарканде стояли в запустении, без монахов, а если кто-л. приходил туда на поклонение, то местные жители-«огнепоклонники» (видимо, зороастрипцы) прогоняли его прочь. Судя по этому и др. сообщениям ср.-век. авторов, буддизм в Согде ранее существовал, однако более конкретно о буддизме в Согде в кушанский период судить пока трудно из-за скудости фактич. данных. В сев.-вост. областях Ср. Азии - в долинах Ферганы и р. Чу (север Киргизстана) известны шесть будд. построек 7—10 вв., отд. находки будд. статуэток, других изображений и надписей. Все это позволяет говорить о распространении здесь буддизма в раннем средневековье. Он сосуществовал с зороастрийскими культами, языческими верованиями тюркских племен, христ-вом и, возможно, манихейством. Когда и каким путем проник буддизм в Фергану и Чуйскую долину - пока не ясно: его сюда могли занести буддисты из Индии (через Бактрию-Тохаристан и Согд или через Синьцзян), и буддисты-согдийцы или тохаристанцы, и буддисты Синьцзяна или китайцы. Свидетельства ср.-век. авторов и найденные в Ср. Азии будд. тексты и надписи говорят о том, что во 2—8 вв. этот регион был важным центром буддизма на одном из гл. путей распространения этой религии из Индии в Цент. Азию и на Дальний Восток, куда проникали и среднеазиатские проповедники, переводчики и комментаторы будд. сочинений, а также и выработанные не в Индии, а именно в среднеазиатских областях типы будд. храмов с обходными коридорами вокруг целлы-святилища, изображения Будды в окружении языков пламени и др. В домусульманской Ср. Азии получили распространение различные будд. течения и школы: махасангхиков, вайбхашиков, сарвастивадинов. Будд. общины прекратили свое существование в Согде, видимо, к началу 7 в., возможно вследствие усиления влияния Сасанидского Ирана, а в др. областях — по мере утверждения там ислама: в Мерве в 7 в.. в Тохаристане и Фергане в 8— 9 вв., в долине р. Чу в 8—10 вв. В эпоху развитого и позднего средневековья кратковр. появления в Ср. Азии и в Казахстане буддизма связаны с отд. купцами и, возможно, проповедниками из Тибета, Синьцзяна и Индии и с вторжениями из Цент. Азии кочевых племен — монголов, калмыков и др. Б. Я. Ставиский