складывается на севере страны в 6 в. до н. э. как реакция на кризис традиционной системы моральных и религ. ценностей. Основатель — Сиддхартха Гаутама, получивший имя Будда (букв. просветленный). Буддизм в качестве нового мировоззрения, а затем и новой религии, не отверг, а творчески пересмотрел и ассимилировал духовные и культурные традиции Др. Индии. Приверженцами буддизма стали жившие в одно время с Буддой цари гос-ва Магадха — Бимбисара и Аджаташатру. При Аджаташатру в Раджагрихе был созван 1-й буддийский собор. 2-й собор состоялся в Вайщали во вт. пол. 4 в. до н. э. Ко времени образования империи Маурьев (4 в. до н. э.) буддизм имел в Индии много сторонников и будд. община — сангха превратилась в значит. социальную силу. При третьем государе из династии Маурьев Ашоке буддизм ок. 250 до н. э.стал в Индии гос. религией. Под покровительством Ашоки был созван еще один собор, в Паталипутре. После Ашоки буддизм в Индии раскололся на 18 школ. Расцвет буддизма в Индии относится ко времени правления царей Милинды (ок. 150 или 100 до н. э.), Канишки (ок. 80 до н. э.) и Харши (606— 648) - два последних правителя были обращены в буддизм махаянистами. Постепенно буддизм распространился и в Южн. Индии. После вторжения в Индию в 712 мусульман буддизм начал приходить там в упадок, вытесняться в страны Юго-Вост. Азии. К 10 в. он сохранился гл. обр. в Кашмире, Бихаре и Бенгалии, а к 13 в. буддизм в Индии перестал сущестововать. Н. А. Канаева
БУДДИЗМ В ИНДИИ
БУДДИЗМ В ИНДИИ
Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь
БУДДИЗМ В ИНДИИ
(включая Пакистан, Бангладеш и Восток Афганистана, на землях которых буддизм существовал от одной тыс. лет — в долине Инда — до 1,7 тыс. лет — в долине Ганга). В этом регионе сформировались основные направления, школы, созданы все тексты, вошедшие в каноны буддистов других стран. В исторической Индии буддизм пережил несколько эпох расцвета (вплоть до признания его государственной религией). Особенно широко он распространялся при мощной поддержке центральной власти в империях Ашоки (268–231 до н. э.), Кушан на севере и Сатаваханов на юге Индостана во II–III вв., Гуптов в V в., Харши (VII) и Палов (VIII–XI). Последний буддийский монастырь (Викрамашила) в равнинной части Индии был разрушен воинами ислама в 1203 г., хотя до середины ХIII в. тибетские паломники ещё встречали маленькие общины индийских монахов. Отчасти идейное наследие буддизма было поглощено индуизмом, в котором Будду объявили одним из аватар (земных воплощений) бога Вишну. Правда, этнографы в начале ХХ в. ещё встречали в глухих местах Бенгалии народность, исповедующую некую форму немонастырской Ваджраяны. В современной Индии свыше 0,5% населения (более 4 млн) — буддисты. Это по-прежнему гималайские народы Ладака и Сиккима, тибетские беженцы, сотни тысяч которых переселились в Индию с начала 1960-х гг. во главе с Далай-ламой XIV и духовными иерархами других школ. Особые заслуги в возрождении индийского буддизма принадлежат обществу Маха Бодхи, основанному шриланкийским монахом Дхармапалой (1864– 1933). Он с последователями восстановил древние святыни буддизма, в первую очередь связанные с деятельностью Будды Шакьямуни. С 1956 г. число буддистов стало прибывать благодаря призыву Б.Р. Амбедкара (1891–1956, бывшего министра юстиции центрального правительства) привлечь индийцев из касты неприкасаемых к этой внекастовой религии. В год празднования 2500-летия буддизма (1956) только за один день ему удалось сделать буддистами более полумилионна человек. После смерти Б.Р. Амбедкар был объявлен бодхисаттвой. Новых буддистов относят к школе тхеравада, хотя монашества среди них почти нет. Следует отметить также и то, что современные индийцы внесли огромный вклад в научную буддологию, отыскали, изучили и опубликовали множество санскритских манускриптов тысячелетней давности, восстанавливают с других языков санскритские оригиналы и т.д. Страна субсидирует работу многочисленных институтов буддологии и факультетов при университетах.