БУДДИЗМ ТИБЕТСКИЙ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Тибетский буддизм
после заката буддизма в Индии в XII в. главными преемниками индийской традиции буддизма стали тибетские монахи, сохранившие древнюю практику и многочисленные документы, отвергнутые буддизмом Тхеравада на Юге. Из Тибета буддизм перешел в Китай, Корею и Японию, где процветала традиция Махаяны, давшая школубуддизма Чистой Страны, Дзэн и многие другие. В самом Тибете была установлена теократическая форма правления и процветала тантра. Тибетский буддизм попал на Запад в 1950-хгг. после вторжения на Тибет китайских коммунистов.

Источник: Новые религиозные движения.

БУДДИЗМ ТИБЕТСКИЙ
(тибет. санге-ки чё, санже чой, чё, чой). Направление тантрического буддизма в махаяне. Европейское название ламаизм считается недостаточно точным, так как лама — титул священнослужителя, который может не быть монахом. Буддизм проник в Тибет из Индии. Под влиянием различных школ, в том числе китайских, он сформировался как самобытное направление, взаимодействующее с местным учением бон и автохтонными религиями (тибет. ми шос). В период гонений на буддизм в Индии (XII—XIIIвв.) многие мудрецы нашли убежище в Тибете и привезли туда ценнейшие манускрипты, которые до сих пор хранятся в монастырских библиотеках. Тибет стал теократическим государством, в котором Далай-Лама (великий Лама, Лама-Море) был правителем, обладающим светской и духовной властью. Это во многом объясняет особенности тибетской культуры. Психотехника тибетского буддизма поднялась на такой высокий уровень, что казалась европейцам сверхъестественной. Ритуал охватывал все стороны жизни монахов и играл важную роль в жизни мирян, связанных с монастырями родственными, экономическими и духовными узами. В XIII в. Тибет вошел в состав Китая. После подавления восстания тибетцев 1959 г Далай-Лама XIV эмигрировал из страны. Его считают воплощением Авалокитешвары и почитают в буддийских общинах различных стран. Буддизм сохранился в Тибете в виде учения ваджраяны. Он имеет свой язык, пантеон, канон, практики, школы. Целью духовной практики буддиста считается всеведение, в котором наступает освобождение, нирвана (тибет. тхарпа, нян-дэ). Тибетцы почитают Будду Шакьямуни (тибет. Шакья-Тхуб-па, Шакья-Тон-па, Сан-ге, Сан-жей), божеств (тибет. лха), личных покровителей (тибет. идам, йидам) различного уровня, будд, бодхисаттв, низших богов, гневных божеств, способных победить все, что мешает спасению от новых рождений. Покровителя для ученика (тибет. нян-той) выбирает учитель, руководствуясь знанием его недостатков. В процессе практики идам, который может иметь мужской или женский облик, быть мирным, гневным или полугневным, он уничтожает в сознании адепта определенные аффекты. Аналогичные функции выполняют херуки, подобные идамам. Идамы-срунма охраняют буддизм и буддистов, выступая аналогами дхармапал в Индии. Тибетский канон составляет сотни томов, содержащих 20 606 текстов. В него входят «Трипитака», сборники «Ганджур» («Канджур», «Канджура»), «Данджур» («Танджур», «Танджура»), сутры, шастры, тантры, произведения ваджраяны, труды по медицине, алхимии, философии, религии, астрологии, музыке, истории, технике и др. Обучение может продолжаться до тридцати лет, после чего адепт доказывает авторитетной комиссии свою компетентность. Тибет долго был страной, закрытой для европейцев, но в нем провели много лет исследовательница А. Дэви-Неел (А. Дэвид-Ниль, 1868—1969) и Э.Л. Гоффманн (Лама Анагарика, Говинда, 1898—1985). О Тибете писали Н.К. Рерих и Ю.Н. Рерих. Некоторые практики сохраняются только в тибетских монастырях.

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
73.74 кб

Этика в тибетском буддизме

Донец Андрей Михайлович, Аюшеева Дулма Владимировна
Б нестоящее время в мире и в России возрождается тибетский буддизм. В результате происходит усвоение и культивирование определенной системы нравственности.
Читать PDF
16.05 мб

УЕДИНЕНИЕ В ТИБЕТСКОМ БУДДИЗМЕ

Аюшеева Дулма Владимировна
Статья посвящена практике уединения в тибетском буддизме. Автор раскрывает суть уединения в буддизме и определяет различные его виды: физическое, статусное, психологическое, махаянское и тантрическое.
Читать PDF
375.84 кб

Ламрим в традиции тибетского буддизма

Гулгенова Арюна Цыденжабовна
Автор раскрывает понятие «ламрим», его содержание и значение в традиции тибетского буддизма, а также рассматривает в качестве особого философского жанра тибетской буддийской литературы.
Читать PDF
434.23 кб

КОНЦЕПЦИЯ ОТРИЦАНИЯ В ТИБЕТСКОМ БУДДИЗМЕ

Донец А.М.
В статье на основе широкого круга тибетоязычных источников раскрывается содержание концепции отрицания, как она представлена в тибетском буддизме.
Читать PDF
121.39 кб

Преемственность в развитии тибетского буддизма

Жабон Юмжана Жалсановна
В настоящей статье предлагается краткий обзор прошлого и настоящего тибетского буддизма наследника индийского буддизма после его полного исчезновения в самой Индии из-за нашествия мусульман.
Читать PDF
372.97 кб

Праджняпарамита в традиции тибетского буддизма

Гулгенова Арюна Цыденжабовна
В данной статье дается определение праджняпарамиты, описываются тексты и раскрывается история ее развития в тибетской традиции.
Читать PDF
778.57 кб

Концепции танатологии тибетского буддизма XIX-XX вв

Середа Екатерина Николаевна
Танатологические руководства, в письменной форме известные на Западе как «книги мертвых», включают в себя тибетскую «Бардо Тхёдол», или «Освобождение в бардо посредством слушания».
Читать PDF
323.57 кб

Законы нравственной дисциплины в тибетском буддизме

Аюшеева Дулма Владимировна
В статье рассматривается этика в тибетском буддизме, которая немыслима без системы принятия и соблюдения обетов.
Читать PDF
159.42 кб

Базовый принцип нравственности в тибетском буддизме

Аюшеева Дулма Владимировна
В статье рассматриваются методы нравственного совершенствования личности, предложенные тибетскими буддистами.
Читать PDF
391.62 кб

Тибетский буддизм в России и Монголии в начале XXI в

Сабиров Рустам Тагирович
В статье предпринята попытка сравнить развитие буддийских сангх в Монголии и России в последние 20 лет.
Читать PDF
138.49 кб

Взаимодействие тибетского буддизма с западной культурой

Аюшеева Дулма Владимировна
Статья посвящена взаимодействию западной науки и тибетского буддизма. Предрасположенность к этому взаимодействию и настоятельная потребность в нем обусловили успешность их совместных начинаний.
Читать PDF
166.66 кб

Особенности буддийской логики и ее роль в тибетском буддизме

Урбанаева Ирина Сафроновна
Статья посвящена рассмотрению особенностей буддийской логики в сравнении с западной логической традицией, а также анализу её роли в тибетском буддизме (школа Гелуг).
Читать PDF
161.34 кб

Тибетский буддизм на Западе: особенности и перспективы развития

Аюшеева Дулма Владимировна
В данной статье рассмотрены и проанализированы основные особенности и тенденции распространения и становления тибетского буддизма на Западе и выявлены перспективы его развития.
Читать PDF
415.33 кб

«Тибетский вопрос» и тибетский буддизм в Китае: реформы и конфликты

Гарри Ирина
В статье рассматривается взаимосвязь между «тибетским вопросом» и религиозно-политической ситуацией в Тибете.
Читать PDF
790.46 кб

ШКОЛА КИТАЙСКОГО БУДДИЗМА ЧАНЬ, ТИБЕТСКАЯ ВАДЖРАЯНА И БОЕВЫЕ ИСКУССТВА

Абаев Николай Вячеславович
Статья посвящена вопросу общности философско-методологических и психотехнических принципов чань (дзэн)-буддизма и тантрического буддизма ваджраяны в эзотерической традиции дзогчэн, оказавших влияние на методы психофизической трени