БУДДИЗМ ТИБЕТА

Найдено 1 определение
БУДДИЗМ ТИБЕТА
С 1959 г. под давлением Китая эта буддийская страна потеряла автономию, а её духовный глава (Далай-лама XIV), правительство и парламент (с частью народа и большинством монахов) находятся в изгнании в Индии. В Китае остался второй духовный иерарх школы гелук — Панчен-лама X (воплощение Будды Амитабхи) и действуют несколько монастырей уникального тибетского буддизма — синтеза Махаяны, Ваджраяны и бона (местного шаманизма). Для тибетских царей VII–VIII вв. принятие индийского буддизма было осознанной политикой, выражавшейся в отправке тибетцев на учёбу в буддийские монастыри Индии, в приглашении в страну видных миссионеров (Шантаракшиты, Падмасамбхавы, Камалашилы и др.), в создании центров перевода с санскрита на тибетский язык сутр и буддийских трактатов (тибетская письменность создана на основе индийской в середине VII в.), в строительстве храмов, в запрете кровавых жертвоприношений бонства. В 787 г. был освящён первый храм (Авалокитешвары, тиб. Ченрези), а в 791 г. уже открылся первый буддийский монастырь Самъе и царь Трисонг Децэн объявил буддизм государственной религией. В первые века в Тибете господствовала ваджраянская школа ньингма, созданная Падмасамбхавой, в которой монастырский буддизм дополнялся деятельностью сиддхов — мастеров тантрической йоги и магии, ведущих вольный образ жизни. После успешного миссионерства Атиши в 1042–1054 гг. монахи стали строже следовать уставу, глубже изучать и практиковать сутры и тантры. В этом же XI в. одна за другой возникли три новые школы: кагью, кадам и сакья, названные школами «новых переводов». Они попеременно главенствовали в духовной жизни Тибета, имея собственные «вотчины» в виде монастырей и тибетских родов, содержавших их. Продолжавшиеся схоластические споры привели к образованию подшкол. В этом духовном соперничестве победила школа гелук, выросшая из кадам и затмившая её. Создатель гелук Цонкапа (1357–1419, монг. — Цзонхава) смог укрепить монашескую дисциплину по хинаянскому уставу, ввести строгий целибат (чему далеко не всегда следовали другие школы), учредить новый культ будды будущего — Майтреи и т.д. Особое значение приобрёл детально разработанный в школе институт воплощенцев (тиб. тулку) — живых богов тибетской религии, являвшихся воплощениями будд, небесных бодхисаттв, великих учителей и святых прошлых времён (см. подробнее Далай-лама, Кармапа, Тулку). Но институт воплощенцев возник раньше школы гелук. Собственно идея Явленного тела Будды в лице реально-исторического Шакьямуни и других будд, а также человеческого воплощения бодхисаттв были известны уже ранней махаянской литературе. Так, пришедший в Тибет Падмасамхава считался воплощением Будды Амитабхи. Однако только в стране снегов идеи смогли обрасти плотью тантрических учений, особых техник самопознания и предсказания, позволившими убедительно для сангхи и достоверно для общества определять новые воплощения каждого умершего учителя, настоятеля и даже светского владыки. Начало формированию института воплощенцев было положено в школе кагью, в которой в течение уже более восьми веков рождается кармапа («человек действия») — духовный глава школы, являющийся воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары. Первым был Дюсум Кхьенпа (1110–1193). После кончины Кармапы XVI (Рангжунг Ригпе Дордже, 1924–1981) только в 1992 г. отыскали и избрали Кармапу XVII (Ургьен Тинлей Дорже, род. в 1985 г.). Правда, в то же время был найден ещё один Кармапа XVII — Тхайе Дордже, родившийся в 1983 г. Все кармапы, известные как обладатели «Чёрной короны», перед смертью оставляли подробные устные или письменные указания о том, где и как обретут плоть следующий раз. Несколько подшкол кагью — это отдельные линии духовной преемственности, установленные путём избрания очередного воплощения главы данной ветви, а затем и других видных деятелей. Ныне как кагью, так и остальные школы тибетского буддизма — это множество непрерывных (но пересекающихся друг с другом) каналов передачи сакрального знания чередой живых носителей. Эта вера в живых богов значительно отличает буддизм Тибета, Гималаев, Монголии и буддийских народов России от Махаяны других стран. В средние века, длившиеся в Тибете вплоть до 50-х гг. ХХ в., каждая семья посылала, как минимум, одного сына в монахи. Соотношение монашества и мирян-мужчин составляло примерно 1 : 7. В 1959 г. в стране было 6259 монастырей, в которых жили 592 558 монахов и монахинь. В 60-х гг. ХХ в. во время «культурной революции» китайцы разрушили около 6000 монастырей, а большинство остальных оказались заброшенными, кроме 13, в которых разрешили нести службу и отправлять ритуалы. В последние годы некоторые из разрушенных (примерно 200, в том числе Самъе) восстанавливаются, но преимущественно «для туристов». Китайское вторжение в религиозно-культурную жизнь Тибета можно сравнить с трагедией середины IX в., когда царь Ландарма (836–841 гг.) разгромил значительную часть буддийских храмов, монастырей и изгнал монахов. Тогда для возрождения буддизма понадобилось более ста лет. Последствия агрессии 60-х гг. ХХ в. двойственны. С одной стороны, в Тибете по-прежнему действуют жёсткие рамки в отношении проявления форм религиозности, а собственно тибетское население «разбавлено» китайскими атеистами примерно пополам. С другой стороны, бежавшие монахи и миряне (несколько сот тысяч) оказались в совершенно иной социально-культурной действительности. И здесь ваджраянская замкнутость, исключительность и эзотерика уступила место диалогу культур, переводческой деятельности на европейские языки и, посредством современных коммуникаций, — широкому распространению общих для буддизма, а также собственно тантрических знаний и практик, в том числе тех, которые тысячу лет оставались сугубо тайными. Таким образом, в западных странах и в России (в последние два десятилетия) наблюдается необыкновенный всплеск интереса к тибетскому буддизму. И многие мастера тантры передают живые традиции европейцам, американцам, русским.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Этика в тибетском буддизме

Донец Андрей Михайлович, Аюшеева Дулма Владимировна
Б нестоящее время в мире и в России возрождается тибетский буддизм. В результате происходит усвоение и культивирование определенной системы нравственности.
Читать PDF
0.00 байт

УЕДИНЕНИЕ В ТИБЕТСКОМ БУДДИЗМЕ

Аюшеева Дулма Владимировна
Статья посвящена практике уединения в тибетском буддизме. Автор раскрывает суть уединения в буддизме и определяет различные его виды: физическое, статусное, психологическое, махаянское и тантрическое.
Читать PDF
0.00 байт

Ламрим в традиции тибетского буддизма

Гулгенова Арюна Цыденжабовна
Автор раскрывает понятие «ламрим», его содержание и значение в традиции тибетского буддизма, а также рассматривает в качестве особого философского жанра тибетской буддийской литературы.
Читать PDF
0.00 байт

КОНЦЕПЦИЯ ОТРИЦАНИЯ В ТИБЕТСКОМ БУДДИЗМЕ

Донец А.М.
В статье на основе широкого круга тибетоязычных источников раскрывается содержание концепции отрицания, как она представлена в тибетском буддизме.
Читать PDF
0.00 байт

Преемственность в развитии тибетского буддизма

Жабон Юмжана Жалсановна
В настоящей статье предлагается краткий обзор прошлого и настоящего тибетского буддизма наследника индийского буддизма после его полного исчезновения в самой Индии из-за нашествия мусульман.
Читать PDF
0.00 байт

Праджняпарамита в традиции тибетского буддизма

Гулгенова Арюна Цыденжабовна
В данной статье дается определение праджняпарамиты, описываются тексты и раскрывается история ее развития в тибетской традиции.
Читать PDF
0.00 байт

Концепции танатологии тибетского буддизма XIX-XX вв

Середа Екатерина Николаевна
Танатологические руководства, в письменной форме известные на Западе как «книги мертвых», включают в себя тибетскую «Бардо Тхёдол», или «Освобождение в бардо посредством слушания».
Читать PDF
0.00 байт

Законы нравственной дисциплины в тибетском буддизме

Аюшеева Дулма Владимировна
В статье рассматривается этика в тибетском буддизме, которая немыслима без системы принятия и соблюдения обетов.
Читать PDF
0.00 байт

Базовый принцип нравственности в тибетском буддизме

Аюшеева Дулма Владимировна
В статье рассматриваются методы нравственного совершенствования личности, предложенные тибетскими буддистами.
Читать PDF
0.00 байт

Тибетский буддизм в России и Монголии в начале XXI в

Сабиров Рустам Тагирович
В статье предпринята попытка сравнить развитие буддийских сангх в Монголии и России в последние 20 лет.
Читать PDF
0.00 байт

Как и почему Тибет стал «Центральной страной» буддизма

Урбанаева Ирина Сафроновна
В статье рассматриваются причины, по которым именно индийский буддизм стал духовной основой тибетской цивилизации, а Тибет – «центральной страной» буддизма.
Читать PDF
0.00 байт

Взаимодействие тибетского буддизма с западной культурой

Аюшеева Дулма Владимировна
Статья посвящена взаимодействию западной науки и тибетского буддизма. Предрасположенность к этому взаимодействию и настоятельная потребность в нем обусловили успешность их совместных начинаний.
Читать PDF
0.00 байт

Особенности буддийской логики и ее роль в тибетском буддизме

Урбанаева Ирина Сафроновна
Статья посвящена рассмотрению особенностей буддийской логики в сравнении с западной логической традицией, а также анализу её роли в тибетском буддизме (школа Гелуг).
Читать PDF
0.00 байт

Тибетский буддизм на Западе: особенности и перспективы развития

Аюшеева Дулма Владимировна
В данной статье рассмотрены и проанализированы основные особенности и тенденции распространения и становления тибетского буддизма на Западе и выявлены перспективы его развития.
Читать PDF
0.00 байт

«Тибетский вопрос» и тибетский буддизм в Китае: реформы и конфликты

Гарри Ирина
В статье рассматривается взаимосвязь между «тибетским вопросом» и религиозно-политической ситуацией в Тибете.

Похожие термины:

  • БУДДИЗМ В ТИБЕТЕ

    формируется как синтез идей махаяны и ваджраяны, к-рые постепенно проникают на его территорию из Индии, Цент. Азии, Китая. В процессе своего формирования тиб. буддизм видоизменяет культы и ритуалы
  • БУДДИЗМ ТИБЕТСКИЙ

    (тибет. санге-ки чё, санже чой, чё, чой). Направление тантрического буддизма в махаяне. Европейское название ламаизм считается недостаточно точным, так как лама — титул священнослужителя, который м
  • Школы тибетского буддизма

    Тибет оказался благоприятной средой для проповедей индийских мудрецов. Возникли монастыри, владеющие ценными рукописями и предметами культа, вывезенными из Индии. На базе крупнейших монастырски