БУДДИЗМ ТАИЛАНДА

Найдено 1 определение
БУДДИЗМ ТАИЛАНДА
Самые ранние тайские буддийские сооружения (ступы) археологи датируют II–III вв., но воздвигнуты они были при индийской колонизации этих мест. Позднее, вплоть до XIII в., страна входила в состав различных империй Индокитая, которые были буддийскими. С VII в. в этих землях преобладала Махаяна. Собственно тайцы являются выходцами из Южного Китая, где в долине реки Янцзы их предки уже в III в. образовали свое государство, различные варианты которого существовали до XIII в., до момента поражения от войск Монгольской империи. Тогда тайцы были анимистами, по-видимому, знакомыми с отдельными культами Ваджраяны. Постепенная миграция этого народа на юг началась под давлением Китая в VII в., но во второй половине XIII в. тайцы буквально заполонили государства Юго-Восточной Азии и создали свои княжества на новых местах. К этому времени здесь преобладал синкретический буддизм тхеравады, Махаяны и Ваджраяны, в который тайцы переходили постепенно, в течение 150 лет, несмотря на активную деятельность буддийских миссионеров как местных, так бирманских и кхмерских. В середине XV в. в царстве Аютия (Сиам) установился заимствованный у кхмеров индуизированный культ «бога-царя» (дэва-раджи), включенный в буддийскую идеологию единого Закона (дхарма) мироздания. В 1782 г. к власти пришла династия Чакри, правящая до настоящего времени, и при ней буддизм тхеравады стал государственной религией. Монастыри превратились в центры образования и культуры. Монахи, выполнявшие функции священников, преподавателей и нередко чиновников, обязаны были один раз в три года сдавать экзамены по духовной квалификации. В XIX в. множество школ и подшкол свели к двум — маханикая и дхаммаютика-никая. Первая — многочисленная и считается народной, а вторая — элитарная, но влиятельная. Соотношение в них монахов 16 : 1. В конце XIX в. идею «бога-царя» заменили идеей просвещенного монарха. Сегодня монастырь — самая мелкая административная единица страны, включающая от двух до пяти деревень. Всего в 80-е гг. ХХ в. насчитывалось 32 тыс. монастырей, в которых проживало 400 тыс. «постоянных» монахов. Это примерно 3% мужского населения страны, но в иные месяцы монахами временно становятся от 40 до 60% мужчин, включая короля и министров. Пребыванием в монастырях, выполнением всех монашеских обетов и обязанностей буддисты «зарабатывают» заслугу (бун, пали — пунна, санскр. — пунья), которая должна перевесить их мирские грехи, и тогда светлая карма обеспечит благоприятное следующее рождение. В стране, прежде всего в столице Бангкоке, действует ряд буддийских университетов, готовящих высшие кадры духовенства, а также находится штаб-квартира Всемирного братства буддистов. Последние десятилетия приобрели влияние молодежные ассоциации буддистов, стремящиеся реформировать традиционную тхераваду.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.