БУДДИЗМ ШРИ-ЛАНКИ
БУДДИЗМ ШРИ-ЛАНКИ
История буддизма на этом острове начинается со второй половины III в. до н. э. после прибытия миссионеров индийского царя Ашоки, среди которых были его сын и дочь; они привезли сюда отросток древа Бодхи и другие реликвии, для хранения которых было возведены несколько храмов и ступ. При царе Ватагамани (29–17 гг. до н. э.) состоялся IV собор буддистов, на котором на языке пали был записан первый буддийский канон — Типитака (или «Три корзины»), — господствовавшей здесь школы тхеравада. В III–XII вв. в стране заметно было влияние Махаяны, которое распространял монастырь Абхаягири-вихара, хотя с V в. сингальские цари поддерживали только тхераваду, особенно в истолковании монахов монастыря Махавихары. В конце V в. на острове жил Буддхагхоша, завершивший редактирование и комментирование Типитаки (день его прибытия на Ланку отмечается как государственный праздник). С XVI в. Шри-Ланка (Цейлон) — колония Португалии (1505–1658), Голландии (1658–1796) и Великобритании (1796–1948), власти которых (особенно первой) нанесли огромный урон буддизму, ставшему в ХХ в. знаменем национально-освободительной борьбы. В настоящее время буддизм исповедуют преимущественно сингалы (60 % населения). В стране действуют 7 тыс. монастырей и храмов, где живут 20 тыс. монахов тхеравады, из которых большинство принадлежит к подшколе сиамникая (создана в 1762 г.). Так же здесь есть монастыри амарапура-никаи (1763) и строго аскетической раманния-никаи (1865), которая вдохновляется древними идеями нравственной чистоты и нестяжательства. Современный ланкийский буддизм отличается от тхеравады стран Индокитая отсутствием практики временного монашества, основанной на идее накопления заслуг (пали пунна, санскр. пунья). В стране функционируют буддийские университеты, издательства, находится штабквартира всемирного общества Маха Бодхи, основанного Анагарика Дхармапалой, молодежные ассоциации буддистов и т.д.