представляет собой вероисповедание мн. этнических групп, к-рые объединены общим регионом проживания, но входят в разные гос-ва или имеют собственный гос. статус: Бутан, Индия, Непал. Буддизм в Гималаях формировался под значит. воздействием «тибетской цивилизации». Его проникновение в данный регион обусловлено контактами с Индией через историч. территории Кашмира, Непала и др. и экспансией буддизма в Цент. и Зап. Тибет. Жители Цент. Бутана, или Другъюл (тиб. «Страна дракона»), по своему происхождению — тибетцы и исповедуют буддизм в его тиб. варианте. Глава церкви Бутана - чхойчжи-лама или дхарма-лама: настоятели монастырей при решении внутрицерк. вопросов имеют совещательный голос. Буддизм здесь представлен школами кагьюдпа, последователи к-рой придавали особое значение затворничеству в пещерах и оказали сильное влияние на формирование бутанской церкви, и другпа — по названию монастыря в Цент. Тибете, основанного Линрепа Падма-дорчже (1128—1188); незначит. число монахов в монастырях сохраняет обет безбрачия. Проникновение буддизма в Бутан сопровождалось активным включением в будд. пантеон местных божеств, в особенности — горных. Окончат. утверждение буддизма в Бутане связывается с монахом из школы другпа по имени Тон-дуб Гьялцен. Согл. преданию,успеху его проповеди способствовала богиня Чжомолхари (Чомолари). В Ладакхе (инд. штат Джамму и Кашмир) буддизм наиб. полно представлен на востоке, где живут преимуществ. кочевники. Там распространены школы гелугпа, кагьюдпа и другпа, соперничавшие между собой. Первое проникновение буддизма на эту территорию относится ко времени царя Канишки (2 в. и. э.). Здесь имеются несколько знаменитых монастырей — Альчи, Дамаюри, Сепи, где, но преданию, бывали Наропа и Падмасамбхава, в числе главных святынь — след стопы Падмасамбхавы. В монастыре Карши жил знарленитый тиб. переводчик Ринчхен-Занпо (958-1055). В Заскаре бывал во время своих экспедиций А.Чома де Кереши (1823, 1824, 1826). Первое проникновение буддизма в адм. район Непала Ло Мустанг, или Мустанг, относится ко временам тиб. царя Трисун Децина (Тисрондецана), закреплено при Гунде Нимабуме, сыне царя Мутре Семпо (Мутизанпо). Вторая волна распространения буддизма на этой территории приходится на 15 в. и соотносится с прибытием Нгорчхен Кунга из тиб. монастыря Нгор. К числу наиб. известных относятся здесь монастыри Самдрулинг, основанный монахиней- последовательницей школы кагьюдпа, и Гарпху, принадлежащий школе ньингмапа. В королевстве Сикким (ныне штат Индии) буддизм появляется приблизительно с 13 в.;преобладает школа ньингмапа; в ее пантеоне - будд. и индуистские божества. Ежегодно здесь исполнялся чам (цам) в честь горных божеств. Светский и духовный владыка Сиккима носил титул чхойгьял. В Гантоке, гл. городе Сиккима, существует Ин-т тибетологии. Е. Д. Огнева