БУДДИЗМ МОНГОЛИИ

Найдено 1 определение
БУДДИЗМ МОНГОЛИИ
Во время образования в XIII в. Монгольской империи в неё вошли государства, народы которых исповедовали буддизм — китайцы, кидани, тангуты, уйгуры и тибетцы. При дворах монгольских ханов обязательно находились буддийские учители, соперничавшие с шаманами, мусульманами, христианами и конфуцианцами
в стремлении влиять на правителей. Победили буддисты, и теперь таковыми являются все монголы, включившие в состав «своего» буддизма (часто называемого по-старинке «ламаизм») большинство автохтонных шаманских верований и культов. Раньше других к буддизму обратилась та часть монголов, которая была у власти в Китае до 1368 г. В течение века правления династии Юань у «китайских» монголов, особенно близких ко двору, отмечалась эволюция религиозных предпочтений от Махаяны к ваджраянским культам женского начала и соответствующих ему практик мистико-эротического свойства. Основатель этой династии Хубилай в 70-х гг. XIII в. даже пытался объявить буддизм религией монголов, а настоятеля монастыря тибетской школы сакья Лодой-гьялцена (1235–1280), известного как Пагбалама — главой буддистов Тибета, Монголии и Китая. Западные монголы (ойраты) тоже поддерживали буддистов Центральной Азии и Тибета. Авторитетом в ханских ставках в XIII–XV вв. пользовались учители тибетских школ сакья и кагью. Известны даже отдельные случаи пострижения монголов в монахи. Массовое и повсеместное принятие монголами буддизма случилось в XVI в., чему активно содействовали тибетские представители школы гелук, верными которой до сих пор остаются монгольские народы. Официально принятие датируют 1576 г. (или 1578), когда могущественный монгольский правитель Алтан-хан, завоевав Тибет, созвал большой съезд родов и племён Внутренней и Внешней Монголии. На него пригласили и главного ламу школы гелук Сонама Гьяцо (1543–1588). Здесь его объявили Далай-ламой III, вручили золотую печать — знак признания в качестве верховного духовного и светского правителя Тибета. Тогда же буддизм школы гелук провозгласили государственной религией всех монголов. В 1589 г. внука Алтан-хана объявили воплощением умершего Далай-ламы, т.е. Далай-ламой IV (1589–1616) — духовным главой буддистов Монголии и Тибета. Первый монастырь возвели в монгольских степях уже в 1586 г. В XVII–XVIII вв. тибетский буддизм приобретал в Монголии новые черты. Ойратский учёный Зая-пандит Намкай Джамцо (1599–1662) и др. переводили с тибетского на монгольский язык сутры; Джебцзун-дамбахутухта (1635–1723) с последователями создавали новые формы обрядности, подходящие для кочевого образа жизни монголов и согласующиеся с местными шаманскими верованиями. В 1691 г. Джебцзун-хутухта был провозглашён духовным главой, воплощенцем (выбираемым в Тибете) — Богдо-гэгэном восточных монголов, которые оказались в вассальной зависимости от маньчжурской династии Цин. В 1635 г. западные монголы образовали сильное Джунгарское ханство, простиравшееся от степного Алтая до Тибета, которое просуществовало до 1758 г. Духовным главой ханства признавался Далай-лама. Перевод на монгольский язык Кангьюра был завершён и отпечатан в 1720 г., а Тенгьюра — в 1749 г. В начале ХХ в. в малонаселённой Монголии было 747 монастырей, храмов и около 100 тыс. монахов. Во Внутренней же Монголии, входящей в состав Китая, насчитывалось 1200 монастырей и храмов. Кроме того, в монгольских монастырях 243 ламы являлись живыми воплощениями — хубилганами. При коммунистах почти все храмы Монголии закрылись, монахи были разогнаны. Только в последние десятилетия началось возрождение буддизма, открылась Высшая школа лам, а к единственному действовавшему и в прежние годы монастырю добавились восстановленные из руин. Кроме того, сегодня десятки монгольских юношей обучаются в индо-тибетских учебных заведениях буддизма.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
184.70 кб

Буддизм в Монголии на рубеже XX–XXI вв

Сабиров Р. Т.
В статье на основании анализа источников и результатов полевых исследований рассматривается процесс возрождения буддизма в Монголии после 1990 г. Автор констатирует, что в настоящее время буддизм оказался в новых условиях.
Читать PDF
391.62 кб

Тибетский буддизм в России и Монголии в начале XXI в

Сабиров Рустам Тагирович
В статье предпринята попытка сравнить развитие буддийских сангх в Монголии и России в последние 20 лет.
Читать PDF
153.67 кб

Буддизм и постсоциалистическая трансформация в Монголии

Родионов Владимир Александрович
В статье исследуется роль буддизма и его институтов в политическом процессе постсоциалистической Монголии. В начале 1990-х гг.
Читать PDF
244.49 кб

Современные процессы в монгольском буддизме: 1990-2007 гг

Ванчикова Цымжит Пурбуевна, Цэдэндамба Самдангийн
В статье проанализированы изменения в монгольском буддизме, произошедшие после начала процесса демократических преобразований в государственной и общественных сферах жизни Монголии.
Читать PDF
154.68 кб

Буддизм в контексте письменной культуры монгольских народов

Абаева Любовь Лубсановна
В статье рассматриваются актуальные вопросы эволюции письменных традиций и их вариаций среди монгольской метаэтнической общности в контексте адаптации буддийской канонической литературы и классических текстов буддийской теории и п
Читать PDF
386.44 кб

Институт тулку в монгольском, ойратском и калмыцком буддизме

Н. Ф. Бакараева
Статья посвящена феномену тулку в монгольском, ойратском и калмыцком буддизме. Ав-тор отмечает важную роль лам-тулку в истории буддизма у монголов, ойратов и калмыков.
Читать PDF
482.96 кб

Буддизм в политическом процессе постсоциалистической Монголии

Родионов Владимир Александрович
В статье исследуется роль буддизма и его институтов в политическом процессе постсоциалистической Монголии. После провозглашения религиозных свобод в Монголии в начале 1990-х гг.
Читать PDF
498.00 кб

Социорелигиозные процессы развития буддизма в России и Монголии

Бадмацыренов Тимур Баторович
Двадцать лет постсоветского развития России и Монголии в рамках демократической политической системы и институтов гражданского общества, формирование свободы совести и отсутствие государственной идеологии, сдвиги в социально-эконо
Читать PDF
307.72 кб

Буддизм у монгольских племен в xvii веке (по архивным материалам)

Чимитдоржиева Лариса Шираповиа
Статья посвящена религиозной жизни монгольских народов в XVII в. Известно, что буддизм в тот период получил широкое распространение в монгольском мире.
Читать PDF
362.40 кб

Буддизм и национализм во Внутренней Монголии в первой четверти XX в.

Цыбенов Базар Догсонович, Юй Шан
Рассматриваются некоторые аспекты национально-освободительного движения во Внутренней Монголии, в котором приняли участие представители буддийского духовенства.
Читать PDF
629.12 кб

Связь с традициями буддизма в «Бурят-монгольских духовных песнопениях» Ц. И. Ирдынеева

Пыльнева Лада Леонидовна
Раскрывается главная идея сочинения бурятского композитора Ц.И.
Читать PDF
147.81 кб

Проблемы возрождения буддизма в XXI В. : геополитический треугольник монголия Россия Китай

Крайнова Любовь Николаевна
Сегодня в таких регионах Российской Федерации, как осточная и Западная Сибирь, а также в Калмыкии наблюдается возрождение традиционного для местных народов этих территорий буддизма.
Читать PDF
141.82 кб

Традиционные и нетрадиционные религиозные конфессии современной Монголии: буддизм и христианство

Абаева Любовь Лубсановна, Ринчинова Бэлигма Пурбо-доржиевна
Процесс адаптации монгольских народов к цивилизационным процессам включал в себя не только становление государственных образований в различных исторических формах, выстраивание многоукладных натуральных хозяйственных систем, созда
Читать PDF
979.19 кб

Распространение буддизма во Внутренней Монголии: деятельность Нейджи-тойна (1557 1653) и его ученико

Аюшеева Марина Базаровна
В статье отмечается, что главным методом распространения основных концепций любых религий и буддизма, в том числе, являются религиозные проповеди. Широкая проповедническая деятельность в монгольских степях относится к нач.
Читать PDF
415.80 кб

Российско-цинские договоры XVII-XVIII вв. И статус тибето-монгольского буддизма в российской империи

Цыремпилов Николай Владимирович
В статье анализируется взаимосвязь между заключением Нерчинского, Буринского и Кяхтинского договоров России и Цинской империи в XVII-XVIII вв.