БУДДИЗМ КИТАЯ
БУДДИЗМ КИТАЯ
Китай — единственная страна Азии, в культуру которой буддизму пришлось входить в условиях развитой тысячелетней государственности и сформированной религиозно-идеологической системой (конфуцианства и даосизма). До ХХ в. остальные страны встречались с буддизмом в пору становления государственности. Со II по X в. буддийские миссионеры переводили сутры и трактаты на китайский язык, знакомили императорский двор и образованные слои с книжной «мудростью Запада». Уже в IV в. появлялись первые школы буддизма, сотни монастырей и храмов, отправлялись обряды. Создание школ продолжалось до IX в., когда власти наложили первые имущественно-хозяйственные ограничения на монастыри, превратившиеся в самых богатых феодальных собственников страны. С тех пор буддизм уже не играл в Китае ведущих ролей, если не считать периодов массовых крестьянских восстаний, проходивших под лозунгами, внешне созвучными амидаизму и культу Майтреи, Будде будущего. В Китае сложился единый идейно-культовый комплекс трёх конфессий, каждая из которых имела своё предназначение как в ритуале (например, буддисты занимались заупокойной обрядностью), так и в религиозной философии. Здесь всегда отдавалось предпочтение Махаяне. Учёные подразделяют китайские буддийские школы на три разряда. 1) Школы индийских трактатов, которые возникли благодаря деятельности переводчиков. В них изучались и практиковались тексты, родственные индийским мадхьямаке, йогачаре и др. Например, саньлунь-цзун (школа Трёх трактатов) — это китайский вариант мадхьямаки, основанный Кумарадживой в начале V в. для штудий над трудами Нагарджуны и Арьядэвы. 2) Школы сутр — китаизированная версия поклонения Слову Будды и главным персонажам этих текстов. К примеру, тяньтай-цзун опирается на «Лотосовую сутру» (Саддхарма-пундарика), а школа «Чистой земли» — на сутры цикла «Сукхавати-вьюха». 3) Школы медитации обучали практикам созерцания (дхьяна), йоге, тантре и другим способам развития скрытых способностей личности (например, чань-буддизм). Творческий вклад китайских буддистов проявился прежде всего: а) в развитии идеи пустотности как подлинной природы вещей; б) в сильном влиянии даосизма при истолковании индо-буддийских понятий; в) в учении о том, что абсолютный Будда, сохраняя свою внезнаковую природу — Пустоту, может почитаться в формах условного мира и описываться в терминах; г) в формировании концепции мгновенного Просветления в противовес и в дополнение к индийским учениям постепенного Просветления. В 30-е гг. ХХ в. в Китае насчитывалось свыше 700 тыс. буддийских монахов, тысячи монастырей и храмов. В 1953 г. была создана Китайская буддийская ассоциация, объединившая более 100 млн верующих мирян и 500 тыс. монахов. В 1966 г. во время «культурной революции» все культовые заведения были закрыты, а монахи были отправлены на «перевоспитание» физическим трудом. Деятельность Ассоциации возобновилась лишь в 1980 г., когда началось восстановление прежних монастырей и храмов. Ныне отмечается рост числа верующих буддистов и монахов, популярностью пользуются не только традиционные китайские школы, но и тибетские, особенно в Гонконге.