БУДДИЗМ ЯПОНИИ

Найдено 1 определение
БУДДИЗМ ЯПОНИИ
Первые буддийские учители прибыли на Японские острова из Кореи в середине VI в. Они получили поддержку императорского двора, построили храмы, и в 624 г. здесь уже насчитывалось 816 монахов и 569 монахинь. При императоре Сёму (724–749) буддизм провозглашается государственной религией, в каждом административном районе страны основывается монастырь, в столице воздвигается величественный храм Тодайдзи с гигантской позолоченной статуей Будды, а способные юноши отправляются учиться буддийским наукам в Китай. Китайские переводы сутр стали каноническими текстами в ритуальной и образовательной сферах, но и на японском языке появились самостоятельные жанры буддийской литературы. Большинство школ японского буддизма — филиалы китайских. Учёные подразделяют их на три категории: 1) индийские — так называются те китайские школы, которые имеют аналоги в Индии, например, самая ранняя японская школа — санрон-сю (основана в 625 г.) во многом тождественна китайской саньлунь-цзун, которую, в свою очередь, можно считать подшколой индийской мадхьямаки. А школа хоссо-сю, основанная Досё (629–700) и существующая до сего дня, произошла от китайской фасян, которая являлась, своего рода, продолжением индийской йогачары; 2) китайские — это аналоги китайских школ сутр и медитации, например тэндай-сю (от тяньтай-цзун), дзэн (от чань) и т.д. Помимо дзэна из них ныне существуют кэгон-сю (основана в 736 г. по образцу хуаянь, опиравшейся на цикл сутр «Аватамсаки») и рицу-сю (основана в 743 г. по образцу луй-цзун, опиравшейся на «Виная-питаку»); 3) собственно японские – те, у которых нет прямых предшественниц в Китае, например, сингон-сю, основанная Кукаем (774–835) или школа Нитирэна (1222–1282). В этих школах особенно явственно происходило объединение буддийских идей и практик с мифологией и обрядностью местной религии синто (культ духов). Время от времени отношения между буддизмом и ситоизмом обострялись. Так, в XVI в. буддийские монастыри были урезаны в социально-экономическом плане, лишены земель. Но в основном история их сосуществования мирная, даже после 1868 г., когда синтоизм объявили государственной религией. Сегодня синтоистские храмы соседствуют с буддийскими, а верующие миряне посещают и те и другие, участвуя в ритуалах обеих религий. Однако, согласно статистике, большинство японцев считают себя буддистами. Жители Японии обязательно обращаются к буддийским священникам при необходимости провести похоронные ритуалы. Все школы и организации входят во Всеяпонскую буддийскую ассоциацию. Самые крупные из них — дзэнская школа сото-сю (14,7 тыс. хра мов и 17 тыс. монахов) и амидаистская дзёдо-синсю (10,4 тыс. храмов и 27 тыс. священников). В целом для японского буддизма характерен упор не на изучение и толкование текстов Закона, не на практическое освоение отдельных учений, а на ритуально-культовую сторону религии. В то же время в ХХ в. в Японии создана научная буддология, которая благодаря современным материально-техническим возможностям страны внесла большой вклад в текстологию древнего буддизма. С 60-х гг. активно участвуют в политической жизни необуддийские организации, в первую очередь опирающиеся на идеологию школы Нитирэна.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
356.65 кб

Влияние буддизма на дневниковую прозу средневековой Японии

Шабаева Мария Владиславовна
Рассмотрены особенности дневниковой прозы средневековой Японии, в частности выявлено влияние буддизма и общее отношение некоторых авторов к нему.
Читать PDF
322.90 кб

Японские императрицы и их покровительство буддизму в Японии

Лепехова Елена Сергеевна
Основная тема данной статьи роль женщин-императриц в процессе распространения буддизма в Японии в VI-IX вв.
Читать PDF
257.48 кб

Искусство буддийских песнопений сёмё в контексте японского буддизма

Арсеньева О. О.
Предмет статьи буддийские песнопения сёмё, одна из старейших исполнительских традиций японской музыкальной культуры. Автор попытался выявить специфику феномена сёмё через определение границ понятия сёмё.
Читать PDF
376.34 кб

Дзэн-буддизм в Японии в период Камакура бакуфу: вклад монахов Эйсай и догэн

Дорош Ю. В.
Читать PDF
388.88 кб

Влияние философии буддизма на Садовое искусство Китая и Японии по нашим проектам

Голосова Е. В.
Читать PDF
1.32 мб

Поиски единственного обряда и вопрос о выборе веры в японском буддизме XIII века

Трубникова Надежда Николаевна
В конце XII в. и в XIII в. в японском буддизме сразу несколько мыслителей выдвигают учения, где делается упор на какой-то один способ подвижничества.
Читать PDF
485.59 кб

ЭКЗО-ДЗЕН КАК СУРРОГАТ ЯПОНСКОГО ДЗЕН-БУДДИЗМА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ МАССКУЛЬТЕ

Кравченко Виктория Владимировна
Статья посвящена феномену экзо-дзен и особенностям его проявления в современном российском масскульте.
Читать PDF
82.82 кб

Традиция почитания скульптур бодхисаттвы Каннон в простонародном японском буддизме XII в.

Кикнадзе Диана Гургеновна
Автор на материалах сборника японской прозы сэцува «Удзи сюи моногатари» («Рассказы, собранные в Удзи», XIII в.
Читать PDF
139.96 кб

Единство духа. Восточно-христианский исихазм и японский Дзэн буддизм в творчестве Томаса Мертона и С

Оболевич Тереза
Рассматриваются основные вехи русско-японского философского диалога, который начался еще в XIX веке в период реставрации Мэйдзи и продолжается по настоящее время.

Похожие термины:

  • БУДДИЗМ В ЯПОНИИ

    Распространение Б. как религии, уже приспособленной к феод. обществу, началось в Японии в сер. VI в. и шло через Китай. Приверженцами Б. вначале становились преимущественно придворные аристократы, ус