БУДДИЗМ ЯПОНИИ
БУДДИЗМ ЯПОНИИ
Первые буддийские учители прибыли на Японские острова из Кореи в середине VI в. Они получили поддержку императорского двора, построили храмы, и в 624 г. здесь уже насчитывалось 816 монахов и 569 монахинь. При императоре Сёму (724–749) буддизм провозглашается государственной религией, в каждом административном районе страны основывается монастырь, в столице воздвигается величественный храм Тодайдзи с гигантской позолоченной статуей Будды, а способные юноши отправляются учиться буддийским наукам в Китай. Китайские переводы сутр стали каноническими текстами в ритуальной и образовательной сферах, но и на японском языке появились самостоятельные жанры буддийской литературы. Большинство школ японского буддизма — филиалы китайских. Учёные подразделяют их на три категории: 1) индийские — так называются те китайские школы, которые имеют аналоги в Индии, например, самая ранняя японская школа — санрон-сю (основана в 625 г.) во многом тождественна китайской саньлунь-цзун, которую, в свою очередь, можно считать подшколой индийской мадхьямаки. А школа хоссо-сю, основанная Досё (629–700) и существующая до сего дня, произошла от китайской фасян, которая являлась, своего рода, продолжением индийской йогачары; 2) китайские — это аналоги китайских школ сутр и медитации, например тэндай-сю (от тяньтай-цзун), дзэн (от чань) и т.д. Помимо дзэна из них ныне существуют кэгон-сю (основана в 736 г. по образцу хуаянь, опиравшейся на цикл сутр «Аватамсаки») и рицу-сю (основана в 743 г. по образцу луй-цзун, опиравшейся на «Виная-питаку»); 3) собственно японские – те, у которых нет прямых предшественниц в Китае, например, сингон-сю, основанная Кукаем (774–835) или школа Нитирэна (1222–1282). В этих школах особенно явственно происходило объединение буддийских идей и практик с мифологией и обрядностью местной религии синто (культ духов). Время от времени отношения между буддизмом и ситоизмом обострялись. Так, в XVI в. буддийские монастыри были урезаны в социально-экономическом плане, лишены земель. Но в основном история их сосуществования мирная, даже после 1868 г., когда синтоизм объявили государственной религией. Сегодня синтоистские храмы соседствуют с буддийскими, а верующие миряне посещают и те и другие, участвуя в ритуалах обеих религий. Однако, согласно статистике, большинство японцев считают себя буддистами. Жители Японии обязательно обращаются к буддийским священникам при необходимости провести похоронные ритуалы. Все школы и организации входят во Всеяпонскую буддийскую ассоциацию. Самые крупные из них — дзэнская школа сото-сю (14,7 тыс. хра мов и 17 тыс. монахов) и амидаистская дзёдо-синсю (10,4 тыс. храмов и 27 тыс. священников). В целом для японского буддизма характерен упор не на изучение и толкование текстов Закона, не на практическое освоение отдельных учений, а на ритуально-культовую сторону религии. В то же время в ХХ в. в Японии создана научная буддология, которая благодаря современным материально-техническим возможностям страны внесла большой вклад в текстологию древнего буддизма. С 60-х гг. активно участвуют в политической жизни необуддийские организации, в первую очередь опирающиеся на идеологию школы Нитирэна.