(Висег, Martin, 14911551). Крупнейший деятель европейской и английской Реформации. В 1506 г. Буцер вступил в орден доминиканцев, но все более интенсивные размышления о действии Св. Духа в значительной мере сделали его духовным наследником Дж. Уэсли. Буцер родился в Шлетштадте (Эльзас); в 1518 г. в Гейдельберге познакомился с лютеровской теологией. Убежденный в преимуществах Реформации, в 1521 г. он добился того, что папа освободил его от монашеского обета. В 1522 г., уже пастором, Буцер женился. В 1523 г. он был отлучен от Церкви за проповедь лютеранства.
Восхищенный аргументами Лютера, выступившего с критикой средневековой схоластики (диспут в Гейдельберге, 1518), Буцер стал его защищать, хотя и состоял в одном ордене с Тетцелем. Небольшой трактат Буцера "Конспект" свидетельствует о свободном и независимом теологическом мышлении. Он поддерживает лютеранскую идею об оправдании исключительно верой и всякого, кто так не думает, объявляет Антихристом. Но развивает он и другую, более самостоятельную тему, рассуждая о том, как Св. Дух вдохновляет и направляет читателя Библии. По его мысли, слово, отделенное отДуха и веры, отторжено от Иисуса Христа и спасения. Эту идею впоследствии детально разрабатывал самый выдающийся из учеников Буцера, Жан Кальвин.
Со временем Буцер отошел от лютеровской концепции евхаристии; под влиянием Цвингли и Карлштадта он стал склоняться к символической интерпретации таинств. Занимая более радикальную позицию, чем Лютер, Буцер не разделял его учение о вездесущем теле Христовом; его устраивала концепция Цвингли о телесном пребывании Христа на небесах. Вместе с тем Буцер не смог принять идею Цвингли, считавшего, что, в узком смысле слова, Вечеря Господня не несет в себе благодати. Отрицая вездесущность тела Христова, он в то же время разделял лютеранское положение о таинстве как орудии, посредством крого Бог насыщает свою Церковь: для него Вечеря Господня средство обретения благодати. Присоединяясь к мнению Цвингли, что Христос телесно пребывает на небесах "одесную Отца", Буцер разделял мнение Цвингли, полагавшего, что Вечеря Господня только воспоминание, лишенное силы таинства.
Поскольку во взглядах Буцера нашли преломление различные позиции, он стал посредником в теологических спорах и на континенте, и в Англии. Вместе с Вольфгангом Капито он разработал Тетраполитанское исповедание (1530), пытаясь достичь на Аугсбургском рейхстаге примирения между реформатским и евангелическим течениями. Виттенбергское согласие (1536), подготовленное им вместе с Филиппом Меланхтоном,стремилось добиться согласил между лютеранскими теологами Саксонии относительно учения о присутствии Христа в таинстве, телесно ли оно или только духовно? В Англии Буцер развивал учение о Церкви как живом продолжении боговоплощения: церковь призвана преобразовать общественнополитический строй, делая упор на дисциплину, изменение каждого человека и всякого человеческого сообщества, а также на видимый характер таких изменений. Эти взгляды Буцера нашли воплощение в книге "О власти Христовой" (De Regno Christi), изданной уже после его смерти.
На континенте Буцер стремился смягчить противоречия между цвинглианами и лютеранами. В Англии же его взгляды особенно мысль, что Св. Дух действует в каждом верующем, вошли в противоречие с лютеровскими; он не мог принять идею Лютера о том, что оправдание автоматически покрывает греховные побуждения, отменяя закон и ветхого человека. Соответственно, он придерживался концепции двухэтапного оправдания. На первом этапе Иисус Христос прощает грех, человек в этом не участвует. На втором этапе, о к-ром и разгорелись споры, человек получает оправдание, совершая дела любви. Идея второго этапа оправдания (justificatio legis) открывала путь уэслианскому учению о нравственном совершенствовании и пуританским требованиям видимо свидетельствовать чистоту жизни.
В последние годы жизни Буцер, занимая должность королевского профессора (Regius Professor) теологии в Кембридже, активно участвовал в подготовке служебника 1550 г. и в переработке "Книги общего богослужения" (1552).
Своим учением о Церкви он внес значительный вклад в церковную полемику Реформации. Подчеркивание назначения и Церкви, и Св. Духа, по всей видимости, оказало влияние на учение Кальвина о двойном предопределении: только избранные получают дары Св. Духа, об избранности же свидетельствуют Его плоды.
Р.А. Mickey (пер. Ю.Т.)
Библиография: W. Раиск, Heritage of.the Reformation.
См. также: Тетраполитанское исповедание; Виттенбергское согласие.