1636— 1711)—фр. поэт-сатирик, теоретик классицизма, правила и нормы к-рого изложил в стихотворном трактате «Поэтическое искусство» (1674), названном так в подражание Горацию. Этот трактат — пример характерного для XVII в. развития эстетической мысли практиками иск-ва, своеобразное наставление начинающему поэту, художнику. Однако от академических наставлений стихотворный трактат Б. отличает широта взглядов, живость и подлинная взволнованность судьбами иск-ва, что наряду с теоретической значимостью определило долгую историческую судьбу этого соч. Б.— сторонник преобладания в творчестве поэта (и в иск-ве вообще) интеллектуальной сферы над эмоциональной. Признание наличия и противостояния этих сфер психики человека характерно для XVII в. и закреплено в иск-ве антитезой классицизм — барокко. В трактате Б. обосновывается «правдоподобие» — ключевое понятие классицизма, противопоставленное «правде» жизни и отражающее не только обобщающие, но и идеализирующие установки этого худож. метода и стиля. Б. стремился конкретизировать сложившуюся в классицизме теорию жанров, в основе к-рой лежало деление их на «высшие» и «низшие», не оставлявшее места для возникающих новых форм (напр., для романа — предвестника реализма). Утверждавшаяся Б. непревзойденность римских авторов послужила началом т. наз. «спора древних и новых». Оппонент Б. Ш. Перро отстаивал преимущества лит-ры XVII в. В этом бурном споре Б. столкнулся с нарождавшейся просветительской эстетикой (Эстетика Просвещения).
БУАЛО-ДЕПРЕО, НИКОЛА
Источник: Эстетика: Словарь
Источник: Новая философская энциклопедия
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
(1 ноября 1636 – 13 марта 1711) – франц. поэт и теоретик классицизма. Учился на богословском, а затем на юридич. ф-тах Парижского ун-та. Поэтич. наследие Б. весьма разнообразно по своим жанрам (сатиры, послания, эпиграммы, диалоги). Наибольшее значение имеет дидактич. поэма "Поэтическое искусство" ("L´art po?tique", 1674, рус. пер. 1957), излагающая осн. принципы эстетики классицизма. Эстетич. взгляды Б. складывались в борьбе с враждебными абсолютизму лит. течениями (прециозным направлением и бурлеском), когда стиль классицизма стал господствующим в лит-ре и иск-ве Франции. В основу своей поэтики Б. кладет принцип "подражания природе". Следуя за Декартом, Б. признавал единственно достоверным рационалистич. метод познания и понимал "подражание природе" в иск-ве как изображение абстрактно-всеобщего, отвлеченного от всего индивидуального, случайного, исторически изменчивого. Прекрасное для Б. – это разумное, ясное, простое, логическое, лишенное многообразия и противоречий, присущих реальной жизни. Единство, гармония и симметрия – его обязат. условия. Лучшим способом правильного "подражания природе" Б. считал подражание антич. иск-ву, рассматривая его как абс. внеисторич. эстетич. норму. На основе изучения античной лит-ры и поэтики Аристотеля Б. провозгласил незыблемые "правила" поэтич. творчества, к-рым должен подчиняться писатель. Нормативный характер эстетики Б. сказывается и в строгом разграничении жанров, к-рое не допускает смешения трагического и комического, серьезного и шутовского. Разделяя жанры на "высокие" и "низкие", он каждому жанру отводил изображение особой сферы обществ. жизни: материалом для "высоких" жанров (трагедия, эпич. поэма, ода) должна служить жизнь королей и высшей знати, тесно связанная с судьбами гос-ва; материалом для "низких" жанров (комедия, бытовой жанр) – бурж. жизнь с ее будничными материальными интересами. Из др. работ Б. выделяется трактат "Размышления о Лонгине" ("Reflexions sur Longin", 1694, рус. пер. 1807), в к-ром Б. отстаивал превосходство античных писателей над современными. Эстетич. правила Б., в особенности знаменитые три единства в драматич. жанрах (единство места, времени, действия), были канонизированы. Поэтика Б. оказала значит. влияние на теорию и практику классицизма. В 18 в. на нее опирались сторонники классицизма не только во Франции, но и во всех странах Европы (Готшед в Германии, Поп в Англии и др.). Огромным авторитетом Б. пользовался и у сторонников классицизма в России – у Кантемира, Сумарокова и Тредиаковского, к-рому принадлежит первый перевод "Поэтического искусства" на рус. яз. (1752). В период борьбы против канонов классицизма Б. стал гл. мишенью нападок со стороны реалистов и романтиков. Соч.: Oeuvres, ed. Pauly, v. 1–2, P., 1891. Лит.: История француаской литературы, т. 1, М.–Л., 1946; Сигал ?. ?., "Поэтическое искусство" Буало, в кн.: Буало, Поэтическое искусство, М., 1957; Lanson G., Boileau, P., 1892; Deschanel E., Le romantisme des classiques, s?r. 4, P., 1888; Bruneti?re F., L´esth?tique du Boileau, в его кн.: Е?tudes critiques sur l´histoire de la litt?rature fran?aise, s?r. 6, P., 1899; Bellesort ?., Sur les grands chemins de la po?sie classique, P., 1914; Mornet D., Nicolas Boileau, P., [1941]. В. Бахмутский. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.