(1869, Париж – 1944, Экс-леБен) – философ науки, создатель особой формы идеализма («философии мысли»). Получив философское образование в Высшей нормальной школе, Б. в 1909 стал профессором Сорбонны, в 1920 был избран членом Академии моральных и политических наук. Испытал влияние И. Канта, Ж. Лашелье, Э. Бутру. Согласно Б., соответствующий современности идеализм характеризуется: отказом от метафизики как абсолютной науки о Вселенной, устранением абстрактности, связью с наукой, признанием постоянной изменяемости разума. Единственная задача идеализма – «познание разума», при этом идеализм должен отказаться от попыток априорного «определения рамок науки». Б. выдвигает программу нового, «открытого» рационализма, или интеллектуализма, понятия которого являются «текучими» в том смысле, что они перестраиваются в ходе осмысления чувственных данных. С точки зрения «открытого» рационализма разум, даже в самых существенных его определениях, находится в процессе непрерывного формирования, происходящего в ходе научного познания. Согласно Б., «познание конституирует мир, являющийся миром для нас. Сверх этого нет ничего; вещь, которая пребывала бы за пределами познания... для нас была бы равнозначна ничто» (La modalité du jugement. P., 1964. P. 2). Интерпретируя историю научного и философского познания человечества, Б. различает эпохи детства и зрелого возраста. Для первой характерен «реализм восприятия», для второй – «идеализм науки». Творцами рациональной науки Б. считал пифагорейцев и Сократа. В Аристотеле же он видел мыслителя, который своей качественной физикой возвратил человечество в эпоху детства и более чем на 20 веков задержал его духовное развитие. Напротив, философия Р. Декарта (так же как и релятивизм А. Эйнштейна) рассматривалась Б. как важнейший этап на пути возмужания духа. Все существующие формы религии Б. считал соответствующими «детскому возрасту» человечества – из-за их связи с чувственными образами и обращения к внешнему авторитету. «Зрелому возрасту» человечества, по его мнению, должна соответствовать новая, чисто рациональная религия, созданная разумом.
Соч.: Les étapes de la philosophie mathématique. P., 1912; L’idéalisme contemporain. P., 1921; Nature et liberté. P., 1921; L’expérience humaine et la causalité physique. P., 1922; Le progrès de la conscience dans la philosophie occidentale. V. 1–2. P., 1927; De la connaissance de soi. P., 1931; Pascal. P., 1932; Les âges de l’intelligence. P., 1934; La physique du XX-e siècle et la philosophie. P., 1936; La raison et la religion. P., 1939; L’esprit européen. Neuchâtel, 1947; La philosophie de l’esprit. P., 1949. Лит.: Messaut, J. La philosophie de L. Brunschvicg. P., 1938; Deschoux, M. La philosophie de Leon Brunschvicg. P., 1949. B.H. Кузнецов