(р. 24.3.1926) — философ Армении, спец. по теории познания, методол., логике, филос. языка; д. филос. н., проф. Р. в с. Севкар Иджеванского р-на Армении. Окончил ф-т промышленно-гражданского строительства Ереванского политехи, ин-та в 1947, ф-т Международных отношений Ереванского гос. ун-та (1950), асп. МГУ (1951, по спец. «логика»). Работал доц. кафедры филос. Ерев. ун-та (1951-61), проф, зав. кафедрой филос. Ерев. гос. пед. ин-та (1962-70), зав. кафедрой диалектич. материализма и логики филос. ф-та Ерев. гос. ун-та (1970-86), проф. Ерев. ун-та (с 1986). Член Нац. АН Республики Армения с 1971. Докт. дисс. — «Теория познания общей семантики» (1962). Президент Арм. филос. академии. Президент Международного ин-та аргументации. Почетный вице-президент Международной ассоциации неформальной логики и критического мышления (США), 1989, член Международной академии наук «Арарат» (Париж, Франция) с 1992, членоснователь Лондонской Дипломатической Академии (Великобритания) с 2000. Б. выдвинул оригинальный вариант языковой и концепт, моделей мира, предложил и обосновал принцип лингвистич. дополнительности, к-рый в мировой филос. и лингвистич. литературе назван его именем. Согласно концепции Б. (принципа лингвистич. дополнительности), вся информация окружающей нас действительности м. б. представлена в виде множества А и его дополнения — А. А символизирует логическое содержание языковых средств. Под А подразумевается знание, к-рое содержится в каждом языке помимо и сверх их логического содержания и благодаря сугубо специфическим особенностям данных языков. Знание в множестве А является инвариантным, общим для всех людей, независимо от конкретной формы языкового выражения. Знание во множестве А варьируется от языка к языку. Относительно полная картина о реальности воспроизводится при совместном учете А и А. При этом А и А рассматриваются не как равнозначные множества, к-рые дополняют друг друга, а выдвигается множество А как осн. и А как его дополнение. (Множество А и его дополнение А охватывают всю данную предметную обл.: A u A =1.) Так как дополнительное знание имеет лингвистич. характер, то отсюда и происхождение названия — «принцип лингвистической дополнительности». Б. основал иссл. направление в логике — трансформационную логику. Применяя базисные понятия — эксплицитные формы и структуры мысли, имплицитные формы и структуры мысли, подтекстуальные и контекстуальные мысли, трансформационные правила, с помощью к-рых из эксплицитных форм и структур мысли порождаются имплицитные формы и структуры или уточняется природа эксплицитных форм и структур мысли, трансформационная логика раскрывает новые особенности форм мысли, устраняет противоречия, к-рые возникают в тех иссл. по логике, в к-рых не учитывается специфика имплицитных форм и структур мысли. Б. создана синтетическая теория аргументации, разработана модель аргументативного дискурса, выявлена специфика филос. аргументации. Развитие иссл. аргументации в СССР связано прежде всего с именем Б.
Соч.: Очерки по анализу философского знания. Ереван, 1979; Философское знание (на арм. яз.). Ереван, 1981; Логика Давида Непобедимого. М., 1982; Трансформационная логика. Ереван, 1983; Аргументация. Ереван, 1984; Философские диалоги. Т. I—II, 1986; Курс логики (4-е изд.) (на арм. яз.). Ереван, 1987; Очерки теории аргументации. Ереван, 1992; Краткий курс логики (на арм. яз.). Ереван, 1993; Трансформационная логика (на англ. яз.). Ереван, 1995; Логика, язык и аргументация в проекции философского знания (на англ. яз.). Лиссабон, 1998; 101 правило политической аргументации. (В соавт.). Ереван, 2003.
БРУТЯН Георг Абелович
БРУТЯН Георг Абелович
Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009