БРУНО Джордано Филиппе

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

БРУНО Джордано Филиппо
1548-1600) - итал. мыслитель, выступивший с учением о единстве и материальности Вселенной, подвергший критике религ. картину мира, мн. христ. догматы. Отдавая дань пантеизму, отрицал наличие бога, творца и управителя мира. Развивал гелиоцентрич. систему Н. Коперника, выдвинул положение о множественности обитаемых миров. Решительно, отвергал представления о существовании загробной жизни. В религии Б. видел силу, порождающую войны, раздоры и пороки в об-ве. За свои выступления подвергся преследованиям инквизиции, был арестован и сожжен на костре.

Источник: Атеистический словарь

БРУНО Джордано Филиппо
итальянский философ и поэт. Первоосновой всего, по мнению Бруно, выступает Единое, материя, которая является как бы неразвернутой причиной всего существующего. Именно в Едином заключается внутренняя способность материи быть всеобщей формой Вселенной, «формой всех форм» Эту способность, удерживающую мир в единстве и в то же время в разнообразии, Бруно называл «душой мира» Она не только существует внутри материи, но и господствует над ней, она есть всеобщий разум, формирующий материю изнутри. Согласно Бруно, материя имеет всеобщую одушевленность. Вся природа полна бессознательным творчеством, и человеческое творчество — лишь уподобление ей. Бруно развивал идею новой космологии, доказывая бесконечность природы и существование бесконечного множества миров во Вселенной.
Даты жизни. Родился в 1548 в семье дворянина. В юности — монах доминиканского монастыря. 17.02.1600 сожжен инквизицией на костре в Риме как еретик.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

БРУНО ДЖОРДАНО ФИЛИППЕ

итальянский мыслитель и писатель (Нола, Неаполитанское королевство, 1548 — Рим, 1600). Его жизнь — символ свободы мысли. Принятый в 17 лет в доминиканский монастырь в Неаполе, он изучает теологию, а также современную и античную философию: Гераклита, Демокрита. За свою пантеистическую мысль он был осужден в Риме как еретик (1576); бежав из тюрьмы, жил в Женеве, затем в Тулузе и Париже; преподавал в Оксфорде, затем в Германии, Праге и, наконец, в Венеции, где был выдан церкви. Даже под пытками он не отрекается от своих идей; приговор — сожжение на костре. Бруно знаменует собой зарю Ренессанса и появление индивидуальной антидогматической рефлексии; последователь неоплатонизма, он настаивает на том, что для познания мира необходимы только разум и опыт, а не вера и абстрактная традиция. Его произведения: «Изгнание торжествующего зверя» (1584), «О причине, принципе и единстве» (1584), «О бесконечности, вселенной и мирах» (1585).

Источник: Философский словарь

БРУНО Джордано Филиппо
1548, Нола - 17. 2. 1600, Рим), итал. философ и поэт, представитель пантеизма. Преследуемый церковниками за свои взгляды, покинул Италию и жил во Франции, Англии, Германии. По возвращении в Италию (1592) был обвинен в ереси и свободомыслии и после 8летнего пребывания в тюрьме сожжен на костре (материалы процесса Б. см. в кн. «Вопросы истории религии и атеизма», т. 1, 1950; т. 6, 1958).
В философии Б. идеи неоплатонизма (в особенности представления о едином начале и мировой душе как движущем принципе Вселенной, приведшие Б. к гилозоизму) перекрещивались с сильным влиянием ранней греч. философии. Оформлению пантеистич. натурфилософии Б., направленной против схоластич. аристотелизма, во многом способствовало знакомство Б. с философией Николая Кузанского (у к-рого Б. почерпнул и идею «отрицат. теологии», исходящей из невозможности положит. определения бога). Опираясь на эти источники, Б. считал целью философии познание не сверх природного бога, а природы, являющейся «богом в вещах». Развивая гелиоцентрич. теорию Коперника, оказавшую на него огромное влияние, Б. высказывал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров Вселенной («О бесконечности, вселенной и мирах», 1584). Представление о единой бесконечной простой субстанции, из к-рой возникает множество вещей, связывалось у Б. с идеей внутр. родства и совпадения противоположностей («О причине, начале и едином», 1584). В бесконечности, отождествляясь, сливаются прямая и окружность, центр и периферия, форма и материя и т. п. Осн. единицей бытия является монада, в деятельности к-рой сливаются телесное и духовное, объект и субъект. Высшая субстанция есть «монада монад», или бог; как целое она проявляется во всем единичном - «все во всем».
Этика Б. проникнута утверждением «героич. энтузиазма», безграничной любви к бесконечному, отличающей подлинных мыслителей, поэтов и героев, возвышающей человека над размеренной повседневностью и уподобляющей его божеству. Идеи Б. оказали большое влияние на развитие философии нового времени (Спиноза, Лейбниц, Шеллинг и др.).

Источник: Советский философский словарь

БРУНО Джордано Филиппо
(Bruno, 1548—1600) - итальянский философ периода Возрождения, борец против схоластич. философии и католич. церкви, оказавший огромное влияние на последующее развитие материализма и атеизма. Род. в г. Нола, близ Неаполя, в 15 л. стал монахом-доминиканцем, в 24 г. - священником. Подвергаясь преследованиям церк. властей за свои идеи. Б. сбросил монаш. рясу и бежал из Италии. Странствуя по Франции, Англии, Германии, Голландии, он выступал с пропагандой своего учения. Завлеченный на родину (1592), Б. был арестован церк. властями, державшими его затем 8 л. в заключении. Суд инквизиции, т. к. Б. не отрекся от своих воззрений, приговорил его к сожжению на костре по обвинению в ереси. Сожжение состоялось 17 февр. 1600 на площади Цветов в Риме Осп. произв. Б.: «Пир на пепле» (1584). «О причине, начале и едином» (1584), «О бесконечности Вселенной и мирах» (1584), «Тайна Пегаса, с приложением Киллонского осла» (1585), «Изгнание торжествующего зверя» (1584), «О героич. энтузиазме» (1585). Опираясь на античный материализм, Б. создал учение о единстве Вселенной и ее материальности, о вечности природы во времени и ее бесконечности в пространстве. Развивая систему Л. Коперника (см. Гелиоцентризм и геоцентризм). Б. утверждал, что за пределами солн. системы находится бесчисл. множество обитаемых миров; звезды - это солнца иных планетных систем; Земля - малая пылинка в беспредельных просторах мира и не является центром Вселенной. «Материя, - писал он, - есть субстанция всех вещей. В вечном кругообороте она в целом и повсюду объемлет все непрерывным движением». В учении о материи Б. был сторонником атомистики. Материализм Б. по условиям времени еще выступал в теологич. наряде. На его мировоззрение оказали влияние также идеи неоплатоников и пифагорейцев. Материю, природу Б. отождествлял с богом. Его мировоззрение поэтому точнее можно назвать пантеизмом, к-рый, однако, был формой проявления материализма: для Б. не существует бога, стоящего над миром и диктующего ему свои законы.
«Бог и природа, - писал он, - есть одна и та же материя, одно и то же пространство, одна и та же причина, равно действующая повсюду». По сути ничего «божественного» в его системе но было. Б. считал, что творч. воля, приписываемая божеству, есть выражение творч. активности самой материи, природы. Вместе с тем он полагал, что природа пронизана некоей активной «мировой душой», и стоял, т. о., на т. зр. гилозоизма, панпсихизма. Б. критиковал религию и церковь. Он высмеивал христ. догмат о троице, таинство причащения «телом и кровью» Христа, доказывал абсурдность и фантастичность религ. представлений о загробном мире. Б. считал, что ужасами ада и т. п. тираны и деспоты запугивают народ, чтобы держать его в повиновении. Религия, говорил он, - яд для народа; она порождает войны, раздоры и пороки в обществе. Б. считал, что древние (егип.) религ. верования представляли собой олицетворение сил природы в образе богов, что иудейские жрецы в дальнейшем превратили эти символы в сверхъестеств. существа, а христианство продолжило эту «порчу» древней религии. Б. поднял, т. о., вопрос о причинах возникновения религии, хотя и не смог правильно ответить на него - прежде всего в силу ограниченности научных сведений о религии, к-рые имелись в то время.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

БРУНО Джордано Филиппо (1548- 1600)
итальянский мистик, философ и поэт. Монах-доминиканец, бежал из монастыря (1576). Поклонник Каббалы. Создатель религии космоса. Основные работы: "О причине, начале и едином" (1584), "О бесконечности, Вселенной и мирах" (1584), "Изгнание торжествующего зверя" (1584), "О героическом энтузиазме" (1585), "Светильник тридцати статуй" (1587), "Сто шестьдесят тезисов против математиков и философов нашего времени" (1588), "Свод метафизических терминов" (1591), "О безмерном и неисчислимых" (1591), "О монаде, числе и фигуре" (1591), "О составлении образов" (1591) и др. Проповедовал свои идеи в университетах Англии, Германии, Франции, Швейцарии. Приговорен к смертной казни инквизицией за еретический религиозный мессианизм. Сожжен на костре в Риме. Учение Б. - специфический поэтический пантеизм, основанный на новейших достижениях естественнонаучного знания (особенно гелиоцентрической системе Коперника) и фрагментах эпикуреизма, стоицизма и неоплатонизма. Бесконечная вселенная в целом - это Бог - он находится во всем и повсюду, не "вне" и не "над", но в качестве "наиприсутствующего". Универсум движим внутренними силами, это вечная и неизменная субстанция, единственно сущее и живое. Единичные вещи изменчивы и вовлечены в движение вечного духа и жизни в соответствии со своей организацией. Б. неоднократно отождествлял Бога с природой, с ее разнообразными процессами и вещами, с материей (по Б., "божественным бытием в вещах"). В целом пантеизм Б., материалистический в ряде своих положений, содержал определенную легитимизацию и реабилитацию материи (того начала, которое, по Б., "все производит из собственного лона") в контексте преодоления схоластической концепции существования множества "форм", не связанных с материей. Согласно Б., элементарные фрагменты сущего, "minima", одновременно относятся к материальному и психическому; свойства микрокосма (как интеллектуальные, так и психические) Б. распространяет на природу в целом. Все бытие таким образом трактуется Б. в рамках парадигм панпсихизма и гилозоизма. (Как отметила один из комментаторов творчества Б. - Ф.А.Йейтс, у него "Земля, поскольку она живое существо, движется вокруг солнца египетской магии; вместе с ней движутся по орбитам планеты, живые светила; бессчетное число иных миров, движущихся и живых, подобно огромным животным, населяет бесконечную вселенную".) "Мир одушевлен вместе со всеми его членами", а душа может рассматриваться как "ближайшая формирующая причина, внутренняя сила, свойственная всякой вещи". Мировая же душа у Б. - носитель такого атрибутивного свойства как "всеобщий ум", универсальный интеллект. Понятие Бога в результате замещается Б. понятием "мировая душа". Согласно Б., земной и небесный миры физически однородны, не возникают и не исчезают, образуя лишь неисчислимое количество разнообразных сочетаний. Бесчисленные солнца со своими населенными (по Б., "другие миры так же обитаемы, как и этот") планетами движутся по собственным орбитам. "Вселенная есть целиком центр. Центр Вселенной повсюду и во всем". (В отличие от Коперника, Б. преодолел постулаты о конечности мироздания, замкнутого сферой "неподвижных" звезд, и о статичном Солнце как центре Вселенной.) Космология Б., пересматривая тезис Аристотеля и схоластов о дуализме земного и небесного, постулировала воду, огонь, землю и воздух в качестве элементов всего мироздания. Допущение Б. о том, что мировая душа с необходимостью порождает не только феномен одушевленности, но также и населенность множества иных миров реально трансформировало категорию "Универсума" в понятие "Вселенная" - вместилище самых различных форм жизни, отличных от земных в том числе. Лучшая процедура служения Богу ("монаде монад") - познание законов универсума и законов движения, а также осуществление жизни в соответствии с этим знанием (цель философии у Б. - постижение не трансцендентно-суверенного Бога христианства, а "Бога в вещах"). Вера, по Б., "требуется для наставления грубых народов, которые должны быть управляемы", в то время как философские изыскания по поводу "истины относительно природы и превосходства творца ее" предназначены лишь тем, кто "способен понять наши рассуждения". Стремление к пониманию естественного закона, согласно Б., - самый высоконравственный удел. Волю Бога, по мнению Б., необходимо искать в "неодолимом и нерушимом законе природы, в благочестии души, хорошо усвоившей этот закон, в сиянии солнца, в красоте вещей, происходящих из лона нашей матери-природы, в ее истинном образе, выраженном телесно в бесчисленных живых существах, которые сияют на безграничном своде единого неба, живут, чувствуют, постигают и восхваляют величайшее единство...". Важную роль в конституировании новоевропейской культурной парадигмы сыграло и переосмысление Б. куртуазного лирического канона в свете философской традиции, наполнение его радикально новым - гносеологическим - содержанием: идущая от трубадуров идея семантического совпадения "небесной любви" к Донне с восхождением к божественному благу (см. "Веселая наука") трансформируется у Б. в своего рода интеллектуальный героизм любви к мудрости, в рамках которого "философия предстает обнаженной перед... ясным разумением". Мудреца - искателя истины - Б. сравнивает в этом отношении с Актеоном, преследующим богиню "в лесах" (т.е. непознанных сферах, "исследуемых самым незначительным числом людей") и "меж вод" (т.е. в зеркалах подобий, отражений и проявлений истины), но если созерцание божественной наготы обращает Актеона в зверя, неся ему смерть, то для мудреца, созерцающего истину, Б. видит радикально иную перспективу: пророчески предрекая себе "смерть, принесенную мыслями", он, тем не менее, видит в "героическом энтузиазме" познания
путь к божественному подъему: "...едва лишь мысль взлетает, // Из твари становлюсь я божеством //... // Меня любовь преображает в Бога". Возвышенный полет любви обретает у Б. характер философского взлета духа, и любовь к мудрости наделяется ореолом интеллектуального эротизма. "Героический энтузиазм" Б. (как он сам обозначил собственное мировосприятие) по значению для истории свободного человеческого Духа не уступает интеллектуальным подвигам самых гениальных мыслителей всех времен. 9 июня 1889 в Риме на площади Цветов - месте его сожжения - в присутствии 6000 делегатов от народов и стран мира был открыт памятник Б.

Источник: История Философии: Энциклопедия

БРУНО ДЖОРДАНО ФИЛИППЕ

Bruno), Джордано (Филиппо) (1548 – 17 февр. 1600) – итал. философ, борец против схоластич. философии и римско-католич. церкви, страстный пропагандист материалистич. мировоззрения, принявшего у него форму пантеизма. Родился в местечке Нола, близ Неаполя, в семье разорившегося мелкого дворянина. В 1566–75 обучался в монастырской школе доминиканского ордена, получил сан священника и степень доктора философии. Преследуемый католич. церковью за свои идеи и борьбу с церковниками, Б. покинул Италию; жил во Франции, Англии, Германии, по возвращении на родину был арестован (1592) и провел в заключении 8 лет. Судом инквизиции Б. был обвинен в ереси и свободомыслии, отказался признать свои идеи ложными и был сожжен на костре (см. "Протоколы процесса Джордано Бруно в венецианской инквизиции", в кн.: Вопросы истории религии и атеизма, [т. 1], М., 1950; "Краткое изложение следственного дела Джордано Бруно", там же, [т.] 6, М., 1958). Б. – крупнейший деятель эпохи Возрождения, продолживший традицию итал. материалистич. вольномыслия П. Помпонацци, Д. Кардано, Б. Телезио и др. В своем первом филос. соч. "О тенях идей" ("De umbris idearum", 1582), посвященном вопросам совершенствования памяти на основе "великого искусства" Р. Луллия, Б. развил концепцию, по к-рой мышление и природа происходят от высшего божеств. начала путем эманации (истечения). Природа оформляется в соответствии с едиными, однородными идеями божества, и человеч. мышление, Т.о., познает в природе лишь "тени идей". Эта концепция Б., еще тесно связанная с неоплатоновским идеализмом, в дальнейшем в его диалогах развивалась в сторону материализма. Диалоги эти написаны и изданы на итал. яз. в Лондоне и Париже ("Пир на пепле" – "La cena de le ceneri", 1584; "О причине, начале и едином" – "De la causa, principio et uno", 1584; "О бесконечности, вселенной и мирах" – "De l´infinito, universo et mondi", 1584; "Тайна Пегаса, с приложением Килленского осла" – "Cabala del Cavallo Pegaseo. Con l´aggiunta dell´ Asino Cillenico", 1585; "Изгнание торжествующего зверя" – "Spaccio della bestia trionfante", 1584; "О героическом энтузиазме" – "De gl´eroici furori", 1585). Важны и произведения, изданные на лат. яз. во Франкфурте ("О тройном наименьшем и об измерении" – "De triplici minimo et mensura", 1591; "О монаде, числе и фигуре" – "De monade, numero et figura", 1591; "О безмерном и бесчисленном" – "De immenso et innumerabilibus", 1591). Эволюция идей Б. в сторону материализма гносеологически объяснялась возраставшим влиянием на Б. антич. материалистов: Эмпедокла, Анаксагора, Демокрита, Эпикура, Лукреция и материалистически истолкованного Парменида. Б. испытал также сильное влияние платоников и пифагорейцев. Оформлению материалистич. натурфилософии Б., направленной против схоластич. аристотелизма, способствовало также влияние естествознания и прежде всего гелиоцентрич. теория Коперника. Используя эти источники, а также идеи "отрицательного богословия", согласно к-рому человеч. познание не в состоянии выразить на своем языке сущность бога путем положит. определений, Б. пришел к выводу о непознаваемости бога. Поэтому целью философии Б. считал не познание потустороннего, надприродного бога, а познание природы, являющейся "богом в вещах" (deus in rebus). Более решительно, чем Николай Кузанский и все др. натурфилософы эпохи Возрождения, Б. отождествлял бога и природу. "Природа, – по Б., – либо есть сам бог, либо божественная сила, открытая в самих вещах" (см. "Свод метафизических терминов", в кн. "Вестник истории религии и атеизма", М., 1950, No 1, с. 396). Важнейшее положение, сформулированное Б. относительно природы, состояло в утверждении ее бесконечности. Бесконечное божеств. могущество, согласно Б., не может ограничиться созданием конечного мира, представление о к-ром было одним из осн. устоев перипатетическо-схоластич. мировоззрения. Бесконечные свойства неоплатоновского бога превратились, т.о., у Б. в бесконечность природы. Учение же о бесконечности природы не было у него только умозрит. положением, каким оно осталось в значит. степени у Николая Кузанского. Опираясь на открытие Коперника, Б. стремился дать физич. и астрономич. конкретизацию этого натурфилос. принципа. Этот принцип позволил Б. произвести плодотворное переосмысление теории Коперника, освободив ее от весьма существ. недостатков: от традиц. представления о конечности мироздания, замкнутого сферой неподвижных звезд, от взгляда, согласно к-рому Солнце неподвижно и составляет абсолютный центр Вселенной. Развивая идеи Николая Кузанского, Б. доказывал, что любое небесное светило можно рассматривать как такой центр потому, что он находится повсюду и нигде, т. е. обосновывал идею бесконечности Вселенной, бесконечного множества ее миров. Натурфилософия Б., предвосхищавшая открытия позднейшей науки, отличалась от перипатетическо-схоластич. натурфилософии также и тем, что утверждала физич. однородность мира. В противоположность Аристотелю, выдвинувшему учение о различии вещества земли и неба, Б. утверждал, что все тела Вселенной состоят из 5 элементов – воздуха, огня, воды, земли и эфира, к-рый служит связующей средой между 4 элементами, благодаря чему из натурфилософии устранялось понятие пустоты (Б. расходился в этом с антич. атомистами). Б. признавал существование "мировой души" (в чем сказалось влияние неоплатонизма), к-рая составляет образующее и движущее начало Вселенной. Мировая душа как принцип жизни, как духовная субстанция, по Б., находится во всех без исключения вещах, составляя их движущий принцип. Этим Б. становился на позицию гилозоизма, находя подкрепление в воззрениях Гераклита и др. антич. материалистов. В условиях 16 в. гилозоизм Б., при всей своей несостоятельности и фантастичности, играл прогрессивную роль, т.к. приводил к важнейшему выводу о том, что человек с его сознанием является частицей единой природы. На основе гилозоизма Б. сделал и другой прогрессивный антисхоластический вывод о материи как активной самодвижущейся субстанции, порождающей из себя все новые и новые формы. Воззрения Б. содержали ряд диалектич. положений: единство, связь и движение всех частей и элементов природы, единство органического и неорганического, психического и физического. Диалектика Б. связана также с его стремлением раскрыть происхождение множественности и разнообразия вещей из единства и простоты верховной субстанции путем раскрытия противоположностей, совпадающих как в бесконечно большом, так и в бесконечно малом. Одна противоположность является началом другой: уничтожение полагает начало возникновению и наоборот, любовь – ненависти, самые сильные яды служат самым могуществ. лекарством и т.п. Источник этой связи, внутр. родства противоположностей – бесконечная субстанция. В бесконечности, отождествляясь, сливаются прямая и окружность, центр и периферия, форма и материя, свобода и необходимость, субъект и объект и т.п. "Кто хочет познать наибольшие тайны природы, – писал Б., – пусть рассматривает и наблюдает минимумы и максимумы противоречий и противоположностей" ("Диалоги", М., 1949, с. 291). В отличие от Николая Кузанского, у к-рого идея "совпадения противоположностей" (coincidentia oppositorum) была включена в значит. степени в систему теологич. воззрений, Б. придавал этому диалектич. учению натуралистич. формулировку. Последняя вытекала также из учения Б. об осн. единице бытия – монаде, в деятельности к-рой неразрывно связаны телесное и духовное, объект и субъект. Монада как "минимум" бытия выступает у Б. в 3 смыслах: онтологическом – как наименьшая субстанция, физическом – как атом, математическом – как точка. Точка образует линию, линия – плоскость, а плоскость – всякое геометрич. тело. Однако все эти различия "наименьшего" или "минимума" снимаются в бесконечности всеединой субстанции, "творящей" всю природу и разлитой в ней. Эта верховная субстанция есть "монада монад", или бог. Как целое она проявляется во всем единичном, а любое единичное носит на себе печать целого – "все во всем". В изданных во Франкфурте, а также в последних, не изданных при жизни Б. произведениях, в к-рых и развито учение о монаде, ощущается тенденция трактовать ее в духе Демокрита и Эпикура – как атом, а духовную субстанцию, разлитую в природе, – как тончайший воздух, или эфир. Для теории познания Б. характерно утверждение, что истина открывается человеч. уму не сразу. Ступенями ее постижения являются чувство (sensus), дающее лишь огранич. картину мира, рассудок (ratio), посредством к-рого достигается познание первоначал, и разум (intellectus), дающий нам возможность как бы интуитивного проникновения в высшие тайны природы, окончательно исправляющий показания чувств и постигающий, в частности, "совпадение противоположностей" (иногда Б. говорит о 4 ступенях, вводя еще понятие "духа" – animus, играющего роль "ума", к-рый в этом случае является лишь усовершенствованным разумом). В диалоге "Изгнание торжествующего зверя" Б. дал новую, по сравнению с традиционной, оценку человеч. добродетелей, особенно подчеркивая стремление человека к истине и к труду: посредством труда человек должен возвысить свою природу и сделаться богом Земли. В этом диалоге Б. подвергал разрушит. критике все современные ему положит. религии и вскрывал их неспособность служить основой нравств. поведения людей. В диалоге "О героическом энтузиазме" Б. воспевал героизм, рождающийся в борьбе с теологами и схоластич. педантами за науч. филос. познание природы. Многие идеи Б. разрабатывались философами нового времени: идея о единой субстанции и множестве зависящих от нее вещей, а также и гилозоизм – Спинозой, учение об интеллектуальной интуиции – рационалистами 17 в., идея монады – Лейбницем, идея единства сущего, "совпадения противоположностей", диалектики – Шеллингом, и т.д. Т.о., философия Б. явилась, как и вся философия Возрождения, переходной от ср.-век. схоластических систем, с которыми Б. вел непрерывную борьбу, к филос. концепциям материалистов и диалектиков нового времени. Этим переходным характером объясняется противоречивость и ограниченность философии Б. В. Соколов. Москва. Соч.: Opera latine conscripta publicis sumptibus edita, v. 1–3, Napoli, 1879–91; Opere italiane, 2 ed., t. 1–3, Bari, 1925–27; Dialoghi italiani. Dialoghi metafisici e dialoghi morali, 3 ed., Firenze, [1958]; соч. в рус. пер. – Изгнание торжествующего зверя, [СПБ], 1914; Диалоги ("Пир на пепле", "О причине, начале и едином", "О бесконечности, вселенной и мирах", "Тайна Пегаса, с приложением Килленского осла"), М., 1949; О героическом энтузиазме, М., 1953. "О причине, начале и едином" – гл. филос. работа Б. Состоит из вступит. письма, "дистихйй" (торжеств. лат. стихов), двух сонетов и осн. итал. текста (пять диалогов). Первое изд. Venetia, 1584, вышло в Лондоне (Venetia–фальсификация). Переводы на нем. яз. – в кн.: Jordanus Brunus, Sulzbach, 1824 и др., франц. – 1930, англ. – 1950 (в кн.: S. Greenberg, The infinite in G.Bruno), исп. – 1941 (Буэнос-Айрес), венг. (частично) – 1952. На рус. яз. книга издавалась дважды в переводе М. А. Дынника: отд. изд., М., 1934, и в кн. "Диалоги" (М., 1949). "О бесконечности, вселенной и мирах" – одно из осн. произведений Б., излагающее естеств.-науч. основы его мировоззрения. Состоит из вступит. письма, неск. сонетов и пяти диалогов. Первое издание – Venetia, 1584, – вышло в Лондоне (Venetia – фальсификация). Переводы на нем. яз. – 1824 и др. На англ. яз. один из отрывков напечатан в кн.: M. de la Roche, Memoires of literature, v. 2, 1722. Полный англ. перевод – в кн.: J. A. Toland, A collection of several pieces, v. 1, 1726, p. 316–49. Неполный венг. перевод вышел в Будапеште (1952). На рус. яз. книга дважды издана в переводе А. И. Рубина: отд. изд. в 1936 и в кн. "Диалоги" в 1949. Л. Азарх. Москва. Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955, с. 152; Антоновский Ю. М., Джордано Бруно, его жизнь и философская деятельность, СПБ, 1892; Ольшки Л., История научной литературы на новых языках, т. 3, М.–Л., 1933, с. 3–48; Джордано Бруно. Библиография переводов его сочинений и литературы о нем на русском языке, "Доклады и сообщения Филологического института", вып. 1, Л., 1949; ?ожицын В. С., Джордано Бруно и инквизиция, М., 1955; Щеглов В. П., Джордано Бруно и его космология, Ташкент, 1956; Корниенко В. С., Философия Джордано Бруно, М., 1957; Горфункель А. X., Современная борьба вокруг научного наследия Джордано Бруно, "Вопр. философии", 1959, No 10; H?nigswald R., Giordano Bruno, в кн.: Grosse Denker, hrsg. v. Aster [u. a.], Bd 1–2, 2 Aufl., Lpz., 1923; Boulting W., Giordano Bruno. His life, thought and martyrdom, L.–N. Y., 1916; Gentile G., Giordano Bruno e il pensiero del Rinascimento, 2 ed., Firenze, 1925; Spampanato V., Vita di Giordano Bruno, con documenti editi e inediti, Messina, 1921; Graziano G., Bibliografia Bruniana, Asti, [1900].

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.